Joe Meek – I Hear A New World
Joe Meek – Magnetic Field
Joe Meek
The Tornados – Telstar
Pink Floyd – Astronomy Domine
Pink Floyd – Set The Controls For The Heart Of The Sun
Pink Floyd – Lucifer Sam
Hawkwind – Earth Calling
Hawkwind – Life Form
Hawkwind – Aerospace age
David Bowie – Space Oddity
David Bowie – Life On Mars?
David Bowie – Starman
Chris Hadfield – Space Oddity (David Bowie cover)
The Beatles – Flying
The Rolling Stones - 2000 Light Years from Home
Jimi Hendrix - Third Stone from the Sun
Jimi Hendrix - 1983... (A Merman I Should Turn to Be)
The Steve Miller Band - Space Cowboy
Jean-Michel Jarre – Oxygene
Jean-Michel Jarre - Equinoxe
Vangelis – Mythodea
Space – Tango In Space
Space – Just Blue
Space – Magic Fly
Meco – Intergalactic Funk
Meco – Star Wars Title Theme / Cantina Band
Meco – Empire Strikes Back
Muse – Space Dementia
Muse – Supermassive Black Hole
Radiohead – Reckoner
Radiohead – Sail To The Moon
The Mars Volta – Televators
The Mars Volta – Inertiatic ESP
Amplifier – Airborne
Amplifier – Neon
God Is An Astronaut – Golden sky
God Is An Astronaut – Zodiac
datA – Verdict
datA – Aerius Light
Lars Leonhard – Thunderbolt
Lars Leonhard – Lost In Space
Lars Leonhard – Long Range Cruise
Зодиак – Таинственная галактика
Зодиак – Серебряная мечта
Зодиак – В свете Сатурна
Земляне – Трава у дома
Земляне – Путь домой
Земляне – Прости, земля
Эдуард Артемьев – Возвращение (из кинофильма «Солярис»)
Эдуард Артемьев – Медитация
Эдуард Артемьев – Главная тема из кинофильма «Сталкер»
Изучение астрономии как науки началось с древнейших времен, а уж размышления творческих личностей на эту тему – наверное, и того раньше. Однако говоря о современной музыке (двадцатого и двадцать первого века), то наибольшее влияние на музыкантов оказал первый полет человека в космос. С середины пятидесятых годов все более и более набиравшая обороты космическая гонка, в которой главным образом участвовали США и СССР, вознесла интерес человечества к строению Вселенной на небывалый до тех пор уровень.
Новейшие технологии, использовавшиеся для строительства космических приборов и ракет, сверхновые исследования, информация, которая доходила до людей от ученых, необыкновенные успехи в покорении и освоении космического пространства – все это производило неизгладимый эффект на человеческие умы. Пространство вокруг нас перестало включать одну лишь нашу планету – оно вышло за ее пределы, что раньше невозможно было представить. Новый источник вдохновения для музыкантов оказался практически неизбывным.
Конечно, особенную роль для спейс-рока сыграли тексты на тему человека, пребывающего в космосе, космических ракет, пространства Вселенной – это является одной из основных черт спейс-рока. Второй признак – особенные звуковые эффекты: специальные электронные звуковые «примочки», взятые из спейс-рока, в данный момент используются широко, но они продолжают быть очень узнаваемыми. В-третьих, это само построение мелодического ряда песни – музыка спейс-рока истинно космических масштабов: музыканты не ограничивают себя временными рамками удобоваримого радиоформата в три минуты двадцать секунд, и сочиняют эпические звуковые полотна длиной в пять, десять, пятнадцать минут и так до бесконечности. Масштабные проигрыши удивительной красоты и гармонии также выделяют спейс-рок как жанр.
Ввиду необыкновенной фантазийности спейс-рока, этот жанр очень близок с психоделическим и прогрессивным роком. Многие музыкальные исследователи считают, что спейс-рок и вышел из этих жанров. Даже если и так, то своей уникальности от этого жанр не теряет.
Неудивительно, что родиной спейс-рока считается Великобритания. Пусть космическая гонка разворачивалась в основном в Америке и советской империи, британцы всегда являлись истинными новаторами в музыке. Одним из наиболее ярких и ранних примеров спейс-рока стал концептуальный альбом продюсера и композитора Джо Мика (Joe Meek) с говорящим названием I Hear A New World («Я слышу новый мир» в переводе с английского). Вдохновением для пластинки послужили новейшие открытия в космосе и фантазии на тему первой встречи землян с инопланетянами.
Кроме того, вместе с группой The Tornados Джо Мик достиг большого успеха, записав сингл Telstar – инструментальную композицию, возглавившую чарты по обе стороны Атлантики. Сейчас Telstar кажется забавным, старомодным, даже наивным синглом. Однако в то время трек произвел настоящий фурор. Интересный факт: ритм-гитарист The Tornados Джордж Беллами (George Bellamy) является отцом Мэтью Беллами (Matthew Bellamy), фронтмена группы Muse, которая также известна своей любовью к характерному эпическому звучанию космического рока.
Пожалуй, группа Pink Floyd является одним из тех коллективов, которые наиболее полно выразили в своем творчестве все те классические принципы спейс-рока, по которым его выделяют сегодня как отдельный жанр. Дебютный альбом коллектива The Piper at the Gates of Dawn 1967 года стал единственным их диском, записанным под руководством Сида Барретта (Syd Barrett), бывшего основателем самой группы. С момента премьеры этого диска Pink Floyd уже считали одним из самых влиятельных коллективов в современной музыке. Музыканты действительно стали истинными новаторами – никому до тех пор не удавалось писать музыку такого поистине межгалактического масштаба.
Таинственные космические тексты, продолжительные красивые мелодии, становящиеся фирменными проигрыши – все эти приемы Pink Floyd продолжили развивать и в своем втором альбоме A Saucerful of Secrets 1968 году, и в третьем релизе Soundtrack from the Film More 1969 года. Однако, как ни странно, в определенный момент Pink Floyd начал беспокоить ярлык группы, играющей в жанре спейс-рок, поэтому с 1971 года они меняют тематику песен с космической на акватическую, что отражается в их шестом студийном альбоме Meddle. Как бы то ни было, команда постоянно, на протяжении всего своего творчества, время от времени обращалась к темам космоса, Вселенной и месте человека в этом пространстве, чем заслужила звание одной из величайших спейс-рок групп всех времен и народов.
Еще одними выдающимися представителями спейс-рока на британской сцене является такой коллектив, как Hawkwind. Значение этой команды для спейс-рока как жанра переоценить поистине невозможно: такое ощущение, будто музыканты из этой группы отправились в космос и писали свою музыку именно там и именно для тех пространств – настолько неземной и отрывающей от нашей планеты она была. В 1973 году Hawkwind выпускают двухдисковый альбом под названием The Space Ritual Alive in Liverpool and London, который сама группа охарактеризовала как «восемьдесят восемь минут разрушения мозга».
Альбом запечатлел музыкальное развитие Hawkwind во время их легендарного гастрольного турне, в котором спейс-рок музыка сочеталась с такими сценическими эффектами, как жидкий свет, лазерные лучи, обнаженные танцовщицы, безумные костюмы и психоделические декорации. Space Ritual стал излюбленной пластинкой таких увлекающихся категорий меломанов, как любители галлюциногенных наркотиков, фанаты научной фантастики и байкеры – каждый член этих аудиторий нашел в этой музыке что-то свое.
Hawkwind продолжают оставаться одной из самых сильных и крепких спейс-рок команд. Свой первый альбом группа выпустила в 1970 году, а последний – в прошлом, 2012 году. Впечатляющая стабильность – с этим фактом нельзя не согласиться: спейс-рок дает музыкантам возможность творить практические бесконечно, ведь тема космоса – неиссякаемый источник вдохновения. Последний альбом Hawkwind Onward стал их двадцать седьмым официальным релизом. То ли еще будет.
Своего рода гимнами эпохи, записанными в жанре спейс-рок, стали ранние творения Дэвида Боуи (David Bowie), в частности такие его песни, как Starman, Life On Mars? и Space Oddity. Песни именно этого музыканта оказались наиболее полно отражавшими одновременно радость и тревогу человечества по поводу освоения новых пространств. В Life on Mars? исполнитель размышляет на тему жизни на других планетах. Starman вошла в концептуальный альбом 1972 года The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, где Дэвид примерил на себя образ эксцентричного Зигги Стардаста – марсианина на Земле, пытающегося подарить людям послание надежды из космоса.
Space Oddity написана от лица затерявшегося в космосе астронавта. Впоследствии первый канадский космонавт, совершивший полет в открытый космос, Крис Хэдфилд (Chris Hadfield), сделал то, что во времена релиза Space Oddity (а это был далекий 1969 год), казалось практически невозможным – 12 мая этого года он выложил на Youtube свою версию клипа на песню, где сам же исполнил композицию, находясь в открытом космосе. Паря в невесомости, Крис под гитару пел песню, которую называл одной из своих любимых. Видео разлетелось по всему миру и на сегодняшний день набрало почти 18 миллионов просмотров. Сам же Дэвид Боуи назвал творение Криса самой потрясающей кавер-версией, которые только исполнялись на его песни.
Космическая тема затронула не только музыкальное творчество Дэвида Боуи: как известно, он еще и актер. Так, в 1976 году он сыграл главную роль в ставшем культовым фильме «Человек, который упал на землю» (The Man Who Fell to Earth). За исполнение роли инопланетянина, прилетевшего на Землю ради того, чтобы спасти свою родную планету, принесла Боуи премию Saturn Award, присуждаемую Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, в номинации «Лучший актер».
Великие группы классического рока также не отказывали себе удовольствия в увлечении спейс-роком. Среди таких коллективов и легендарные The Beatles вместе с The Rolling Stones, и великолепный Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), и группа The Steve Miller Band. Ощущение полета, космические измерения времени, световые годы, планеты и звезды – все это занимало умы музыкантов в шестидесятых-семидесятых годах не меньше, чем умы передовых ученых и космонавтов.
Спейс-рок неразрывно связан с такими жанрами, как уже упомянутые психоделический и прогрессивный рок, а также с таким особенным жанром, как стоунер-рок, при хорошей стереосистеме и отличном качестве записи вызывающий ощущения ничуть не менее яркие, чем впечатления от самых сильных галлюциногенных наркотиков. Впоследствии спейс-рок часто отходил от своей рок-составляющей в пользу спейс-части. Несомненно, масштабы и специфику космической темы прекрасно выражали электронные инструменты, делая таким образом связь спейс-рока с электроникой неразрывной.
Самыми яркими представителями электронного спейса стали музыканты из Франции, в противовес рокерам из Великобритании. Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) сочинял электронные масштабные симфонии: для описания его альбомов Oxygène («Кислород») и Équinoxe («Солнцестояние»), выпущенных в 1976 и 1978 годах соответственно, не находится слова лучше, чем «атмосферный». Эта музыка не могла родиться на Земле – она словно соткана из воздушного пространства. Впечатления меломанов от творений Жара были исключительными: живые концерты музыканта с его фирменными световыми шоу и вовсе переносили ощущения от музыки на другой уровень за пределами сознания.
Подобный эффект производит и творчество греческого композитора Вангелиса (Vangelis), почтенного седовласого старца, автора многочисленных инструментальных симфоний и саундтреков к фильмам. Так, самой «космической» симфонией Вангелиса становится созданная в 1993 году Mythodea. Через восемь лет эта композиция была объявлена официальной музыкой миссии НАСА «Марс Одиссей». Впоследствии Mythodea была исполнена в Храме Зевса в рамках «культурной Олимпиады» в преддверии XXVIII летних Олимпийских игр в Афинах.
Особенным направлением для электронного спейс-рока стал короткий, но необыкновенно яркий взлет спейс-диско, самыми яркими представителями которого стали Дидье Маруани (Didier Marouani) и группа Space, Меко (Meco) и ранняя Сара Брайтман (Sarah Brightman). Музыка группа Space и вовсе полностью отвечает названию коллектива – стоит только отдаться во власть звукам их композиций и поймать себя на ассоциациях, которые они вызывают. Меко и вовсе возвел спейс-диско в звание одного из самых популярных и продаваемых жанров – его альбом Star Wars and Other Galactic Funk содержал в себе обработанные в этом стиле главные музыкальные темы из «Звездных войн». Публика по достоинству оценила.
Что касается современных рок-групп и электронных исполнителей, то они продолжают делать спейс-рок-тему более чем актуальной. Взять, к примеру, группу Muse – эти музыканты с самого своего первого альбома Showbiz 1999 года не скрывали, откуда черпают вдохновение. Группа Radiohead тоже уважает хорошие космические звуковые эффекты – их нередко можно услышать на их альбомах, в особенности последних, где роман Radiohead с электроникой стал еще более очевидным. Участников недавно распавшейся американской группы The Mars Volta считают «детьми» Pink Floyd: их музыка так же неистова и необузданна в плане звуковых эффектов, однако они навевают мысли не только о спейс-роке, но и обо всех жанрах сразу. Кроме того, современными спейс-роком можно назвать такие команды, как Amplifier и великолепных инструменталистов God Is An Austronaut (их отношение к спейс-року явственно читается в самом названии). Новым Жаном-Мишелем Жаром называют и французского электронного музыканта Давида Байе (David Bayer), скрывающегося под псевдонимом datА. В 2009 году диджей представил свой дебютный и пока единственный альбом Skywriter, записанный в лучший традициях французского электронного спейс-рока. Меломаны уже который год с нетерпением ждут продолжения.
Говоря о спейс-роке, нельзя не упомянуть и такого композитора, как Ларс Леонхард (Lars Leonhard). Немецкий музыкант еще в девяностых начал экспериментировать с электронной музыкой, приобрел достаточную известность, которая, впрочем, распространялась в узких кругах избранных меломанов. Истинное признание к Ларсу пришло после сотрудничества с НАСА: эта организация заинтересовалась творчеством композитора настолько, что предложила ему писать музыку эксклюзивно в качестве саундтреков к небольшим документальным роликам, посвященным, как нетрудно догадаться, космосу. Атмосферный, пульсирующий саунд Леонхарда как нельзя лучше подошел к волнующим воображение образам бескрайних космических пространств.
Спейс-рок – это один из тех жанров, в который по-настоящему крупный вклад внесли и наши соотечественники. Речь идет о группах «Зодиак» и «Земляне», а также о композиторе Эдуарде Артемьеве. Группа «Зодиак» была образована в Латвии в конце семидесятых. Инструментальная музыка, которую исполняли участники «Зодиака», несмотря на свою специфику, пришлась по вкусу советскому слушателю. Слава музыкантов распространилась на всю Европу – альбом группы «Музыка во Вселенной» до сих пор остается образцом спейс-диско.
Тексты песен группы «Земляне» нередко обращались к космической тематике, а композиция «Трава у дома» и вовсе официально была признана «РосКосмосом» как гимн советской, а потом и российской космонавтики.
Имя Эдуарда Артемьева стоит особняком: этот композитор является автором стольких произведений на космическую тематику, что перечислять их нет смысла. Артемьев с самого начала своего творчества был новатором в музыке, таковым он остается и сейчас. Чудесные саундтреки Эдуарда Николаевича к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, а также к кинолентам зарубежных режиссеров принесли композитору популярность и признание мирового масштаба.
Возможно, исчезнет Земля, может быть, погаснет Солнце. Но сама Вселенная будет вечной. Поэтому пока существуют люди, пока звучит музыка, то космос будет всегда волновать умы композиторов. Следовательно, творений на эту тему – как в жанре спейс-рока, спейс-диско и просто песен, посвященных данной тематике – мы с вами услышим еще немало.
Автор: Вера Гаврилина