21 июля этого года состоится одно из крупнейших и важнейших музыкальных событий не только в культурной жизни Москвы, но и всей России (а возможно, теперь уже и Европы). Речь, как нетрудно догадаться, идет о Пикнике Афиши. Одним из первых заявленных хэдлайнеров стала группа Franz Ferdinand, с 2003 года диктующая моду на все новые течения в инди-роке. Даже несмотря на то, что музыка этого коллектива не отличается какими-то чрезмерными изысками в инструментальном плане, эти мелодии, эти тексты и, конечно, неповторимое исполнение лидера группы Алекса Капраноса (Alex Kapranos) (совместно с гитаристом Ником МакКарти (Nick McCarthy), басистом Бобом Харди (Bob Hardy) и ударником Полом Томсоном (Paul Thomson)) остаются до сих пор актуальными и очень-очень любимыми.

Трудно найти человека, который ни разу не слышал хоть одной песни от всеми обожаемых «францев». С альбомами, сертифицированными как мультиплатиновые, невозможно не приобрести целую армию поклонников. Такие хиты, как Take Me Out, The Dark of the Matinée, Michael (с первого альбома Franz Ferdinand), Do You Want To, Walk Away и Eleanor Put Your Boots On (со второго альбома You Could Have It So Much Better), Ulysses, No You Girls и Can’t Stop Feeling (с третьего альбома Tonight: Franz Ferdinand)… Эти песни без устали крутились диджеями на всех европейских радиостанциях (впрочем, не только европейских – Franz Ferdinand одна из немногих групп, добившихся успеха и в Соединенных Штатах и Канаде), а клипы, полные юмора и самоиронии, можно без труда поймать, включив любой музыкальный телеканал.

К слову, главный источник вдохновения для клипов этой группы – не что иное, как русский авангард. Одно из самых зрелищных видео Franz Ferdinand Take Me Out было создано под влияние дадаизма и русского конструктивизма. Это невозможно не заметить по оформлению обложек альбомов группы и их синглов. Так, например, обложка второго альбома You Could Have It So Much Better – слегка измененный портрет музы Владимира Маяковского Лили Брик авторства фотографа Александра Родченко 1924 года.

О чартах говорить не приходится: конечно, такие рекорды, которые легко ставят хиты от поп-звезд, в биографии Franz Ferdinand не значатся, однако следует отличать инди-рок от популярной музыки. Любовь к таким коллективам, как «францы», измеряется количеством пришедших на концерты и их фестивальные выступления поклонников, количеством скупленных альбомов, и многими другими столь приятными для исполнителя, который действительно не только известен, но и любим, мелочами.

Взлет Franz Ferdinand был действительно не просто стремительным, а реактивно молниеносным. При записи дебютного альбома группа действительно не мудрствовала лукаво, сделав ставку на зажигательные ритмы, запоминающиеся тексты и звучание, сочетающее в себе как модные аранжировки, так и удачные вкрапления ретро-саунда. Просто музыка, просто действительно хорошие песни, просто искренность и отличное исполнение собственными силами, без пафоса и излишней шумихи – это было по достоинству оценено меломанами.

И не только, впрочем, меломанами. Franz Ferdinand – лауреаты престижнейшей британской музыкальной премии Mercury Music Prize. В 2004 году группа получила приз за лучший альбом года, обогнав таких конкурентов, как Keane, Snow Patrol и дебютный альбом Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) Frank – ведь победу прочили именно ей. Кроме того, этот альбом принес Franz Ferdinand две премии BRIT Awards, а также нескончаемый поток похвал от одного из самых влиятельных музыкальных изданий – журнала NME.

Все это указывается в каждой из описываемых биографий группы, что ни в коем случае нельзя рассматривать как бахвальство, а исключительно как большие достижения. Это сделало данному коллективу имя. Впрочем, недоброжелатели не раз припоминают резкий взлет к успеху как негативный фактор, сказавшийся негативно на последующей карьере музыкантов.

Это действительно является проблемой большинства звезд на сегодняшней сцене. Резкий взлет, мгновенный успех, миллион премий, комплименты, комплименты и еще раз комплименты от ведущих критиков… Многие так и не справляются с бешеной нагрузкой, и все последующие альбомы в лучшем случае выходят либо бледными копиями шикарного дебютника, либо, в худшем случае, вообще никакими. Как поддержать интерес публики к собственным персонам, как продолжать делать хорошую музыку, как не стать «очередным коллективом, не оправдавшим всех наших надежд»? Ведь именно так и рассматривают Franz Ferdinand многие журналисты, потому что с 2003 года их популярность действительно заметно поутихла.

Во-первых, стоит признать позитивный настрой Franz Ferdinand – в отличие от многих других коллективов, они никогда не мнили себя гениями, а просто писали хорошие песни. Во-вторых, это ошибка самой музыкальной прессы – как только появляется новая интересная группа, музыкантов сразу нарекают «спасителями рока», что, естественно, неправильно и в большинстве случаев несправедливо. В-третьих, успех и популярность – понятие всегда относительное, ведь миллионные тиражи никогда не были показателем качества (не будем приводить примеров – современная поп-музыка сама приведет этих примеров более, чем достаточно).

В этом году группа заявила, что планирует выпустить свой четвертый студийный альбом, работа над которым началась еще в феврале 2010 года. Вокалист коллектива Алекс Капранос заявил, что участники группы пообещали себе не слишком распространяться о готовящейся записи. «Чрезмерное привлечение внимания прессы к нашему прогрессу – вот то, о чем я больше всего сожалею во времена нашего прошлого альбома», признался в недавнем интервью музыкант.

Этого альбома ждут. Этот альбом хотят услышать. Но больше всего этого, Franz Ferdinand хотят увидеть. В 2009 году группа уже посещала нашу страну, отыграв два концерта в Москве и Санкт-Петербурге. Однако на Пикнике Афиши, который пройдет в Коломенском, группу услышит несравнимо большее количество меломанов. А уж в том, что концерт музыканты отыграют со всем известным шотландским инди-рок задором, сомневаться не приходится, ведь фирменный прием – он не забывается.