Совершенное и очень удачное многообразие жанров – так можно наиболее точно охарактеризовать прошедший 21 июля 2012 года уже в восьмой раз Пикник Афиши. Всего на территории музея-заповедника Коломенское выступило тридцать четыре исполнителя на пяти сценах. Конечно, не все они могут похвастаться такой большой армией поклонников, всемирной известностью и миллионами проданных альбомов как, например, Pet Shop Boys, или престижными премиями, как Franz Ferdinand или Лорин Хилл (Lauryn Hill). Но, тем не менее, сам факт выступления на одном из крупнейших в СНГ (и уже, наверное, в Европе) музыкальном фестивале заслуживает уважения.



Для обзора я постаралась выбрать концерты исполнителей разных жанров. Двадцатипятилетнего музыканта из Бруклина Теофилуса Лондона (Theophilus London) многие называют рэппером, но в своем творчестве исполнитель смело сочетает как классический хип-хоп, так и электронную и даже поп-музыку. Лондона относят к недавно выделенному жанру R-Neg-B – новый ритм-энд-блюз, сочетающийся не с соулом, блюзом и другими традиционными для афроамериканских исполнителей музыкальными стилями, а с электроникой, дабстепом, даунтемпо и прочими относительно новыми жанрами.




Посмотреть на Теофилуса пришло порядочное количество зрителей. Несмотря на то, что в арсенале певца пока только один студийный альбом (Timez Are Weird These Days, получивший исключительно положительные отзывы), его программа была весьма разнообразной и достаточно внушительной – музыкант зажигал публику на протяжении целого часа. Шедший до этого дождь резко сменился сияющим солнцем, что не могло не улучшить общий настрой как публики, так и самого Теофилуса. Высокий, стройный и невероятно обаятельный, с истинным хип-хоповским шармом американец и пел, и читал рэп, чем наверняка порадовал всех собравшихся на концерт и оправдал свое звание исполнителя многих жанров.


Сцена Coca-Cola Summer Beat, на которой выступал Теофилус, временами проигрывала главной площадке по качеству звучания. Обильные и мощные басы, являющиеся неотъемлемой частью ритм-энд-блюза и хип-хопа, звучали плоско, что портило впечатление от песен на определенных моментах. Однако это проблема оборудования, а не самого исполнителя. Лондон активно общался со зрителями и вообще показал себя как простой и приятный парень, не испорченный внезапно свалившейся на него славой. В финале выступления он предложил всем желающим подойти и получить автограф, много улыбался и был невероятно приветлив и благожелателен. Остается пожелать Теофилусу еще большего успеха в будущем.


Затем в семь часов на главной сцене выступали Franz Ferdinand – обладатели Mercury Music Prize, BRIT Awards, многократные номинанты на премию «Грэмми» и вообще одна из самых успешных и титулованных рок-групп планеты. Последний альбом группы вышел в 2009 году, так что весь материал был отлично знаком как зрителям, так и исполнителям – Алекс Капранос (Alex Kapranos), Ник МакКарти (Nick McCarthy), Боб Харди (Bob Hardy) и Пол Томсон (Paul Thomson) выступили практически идеально.



Исполнение каждой из песен было отточено до совершенства, и в целом выступление вышло очень цельным и невероятно зажигательным. К этому располагает сама музыка Franz Ferdinand: если даже при прослушивании альбома усидеть на месте невозможно, то что говорить о концерте, где к ритмичным звукам всем известных хитов прибавляется оглушительная доза драйва живого выступления!


Если Теофилус собрал достаточно однородную публику (в основном молодые юноши и девушки, любители хип-хопа), то на Franz Ferdinand пришли посмотреть зрители совершенно разные. Тут были и дети, и подростки, и молодые люди, и зрители средних лет. Концерт объединил всех – никто не стоял на месте и все подпевали исполненным песням. Причем желание танцевать охватывало не только счастливчиков, сумевших оказаться вблизи сцены, но и зрителей, стоявших от центра событий на очень порядочном расстоянии. Секрет Franz Ferdinand очень прост – когда видно, что артисты действительно обожают свое дело и играют песни с завораживающим удовольствием, исключительно положительное впечатление испытывают и зрители.



Сыграны были все главные синглы группы – Michael, Do You Want To, Take Me Out, The Fallen и многие другие композиции. Особенно шикарным было исполнение Can’t Stop Feeling – песня с третьего альбома была объединена с хитом Донны Саммер (Donna Summer) I Feel Love. Кроме того, композиция Outsiders была завершена эпическим соло на барабанах от всех участников группы: Алекс, Ник и Боб подошли к ударной установке Пола и еще больше расшевелили публику, хотя, казалось бы, никто и так уже не стоит на месте. Завершилось шоу песней This Fire, после чего францы покинули сцену, предоставив ее для приготовлений к шоу от Pet Shop Boys.


Нил Теннант (Neil Tennant) и Крис Лоу (Chris Lowe) были объявлены в качестве главных хэдлайнеров Пикника Афиши вместо внезапно заболевшей Бьорк (Bjork). Организаторы фестиваля пообещали найти исландской диве достойную замену и действительно справились с этой задачей. Pet Shop Boys показали себя как профессионалы высшего класса, безупречно отыграв свой полуторачасовой концерт.


Сцена для дуэта была оформлена в стилистике обложки последнего альбома группы Yes. Нила и Криса окружали белые кубы, а на бэкграунде демонстрировались яркие анимированные заставки. Кроме того, органичны общему стилю были и костюмы танцоров, и самих Pet Shop Boys – песню Heart, которой был открыт концерт, музыканты исполнили с яркими кубами, надетыми на голову.



Главное впечатление, которое вызвали Pet Shop Boys лично у меня – это безграничное уважение и восхищение именно профессионализмом музыкантов. Достижения и действительно заслуженный успех группы заставляют испытывать глубокое почтение к этим музыкантам. Годы долгой и плодотворной карьеры по-разному сказываются на артистах: кто-то, добившись всего этого, начинает считать себя чуть ли не богом, кто-то уходит в тень, считая, что стремиться уже некуда, а кто-то продолжает трудиться с не меньшим упорством. Pet Shop Boys как раз попадают в последнюю категорию: достоинство и благородство, с которым двое уже немолодых артистов исполняли свои песни, завораживали не меньше, чем бешеный драйв от Franz Ferdinand.


Сетлист Pet Shop Boys удачно сочетал в себе как новые треки, так и всем известные хиты. Это, конечно, и Always On My Mind, и уже упомянутая Heart, и Left To My Own Devices, и Suburbia. Каждая песня сопровождалась неизменными аплодисментами, и Нил Теннант от души благодарил зрителей. Конечно, самая оглушительная реакция была на It’s A Sin – наверное, самую важную песню, которую этот дуэт подарил поп-музыке.



В течение концерта постоянно менялись заставки на бэкграунде, и декорации, и костюмы танцоров, и самих музыкантов. Особенно запоминающимися были пиджак из сверкающих пластин на Крисе Лоу, мантия и корона у Нила Теннанта, в которых он исполнил кавер на хит Coldplay Viva La Vida, а также смокинг, который был вокалисту очень к лицу.



После основной программы группу вызвали на бис, и Pet Shop Boys порадовали зрителей еще двумя своими хитами – Being Boring и дебютным синглом West End Girls. Сразу после завершения их концерта лица всех пришедших в тот вечер озарились разноцветными огнями традиционно проводящегося салюта. Под звуки взрывающихся снарядов, распадающихся в небе миллионами сверкающих искр, я вновь устремилась к сцене Coca-Cola Summer Beat, где доигрывала свое шоу непревзойденная Лорин Хилл (Lauryn Hill).



Несмотря на многочисленные неприятности, свалившиеся на эту великолепную певицу и мать шестерых детей в последнее время, те минуты концерта, которые я успела застать, она отыграла волшебно. То же самое утверждают зрители, смотревшие на звезду с начала ее выступления. Талант этой женщины не вызывает сомнений – как у меломанов, так и у критиков. Дебютный и пока единственный альбом певицы The Miseducation of Lauryn Hill, вышедший в 1998 году, сертифицирован как восемь раз платиновый и принес Лорин пять премий «Грэмми», сделав ее одной из самых влиятельных исполнительниц своего времени. Выступление мисс Хилл на Пикнике Афиши можно назвать одним из самых больших достижений организаторов фестиваля.
Если сильной стороной Pet Shop Boys был разнообразный материал, высокий профессионализм и отличное шоу, то у Лорин с ее группой – великолепные импровизации, зажигательные ритмы афроамериканской музыки, молниеносная скорость, с которой она читала свои тексты и то, как она руководила своим ансамблем. И, конечно, невероятно душевное исполнение: голос Лорин впитал в себя сильнейшие эмоции – тут звучала и нежность, и любовь, и печаль, и откровенная боль, и все эти чувства напрямую лились в сердца зрителей, и временами от песен этой исполнительницы действительно наворачивались слезы.



Неожиданным сюрпризом стало немаленькое количество людей, пришедших увидеть звезду. Еще более удивителен был тот факт, что многие наизусть знали слова песен певицы и подпевали ей в полный голос. После того, как Лорин ушла со сцены, публика никак не могла отпустить ее – аплодисменты не стихали еще минут десять. В конце концов певица вышла к поклонникам, обнимая их и пожав многим руки. Было видно, как растрогана певица таким горячим приемом.

В общем и целом, по откликам складывается впечатление, что зрители остались довольны фестивалем. Многие отметили и замечательное выступление Мики (Mika), и сет от Литл Бутс (Little Boots), которой, к сожалению, не слишком повезло с погодой, и концерт The Drums, и всех остальных участников фестиваля. Конечно, в общей организации этого мероприятия при желании можно найти много минусов, главный из которых – невозможность посмотреть всех главных звезд по причине совпадения времени концертов. Но именно в музыкальном плане все зависело от самих артистов, и каждый из исполнителей оправдал ожидания, за что им хочется еще раз сказать большое спасибо.

Текст: Вера Гаврилина
Фото: Александр Куянов, Вера Гаврилина