Особенно сильно приезда самой экстравагантной звезды на сегодняшней поп-сцене ждали в период ее турне The Monster Ball. Концерты, проведенные в рамках промоушена миниальбома Леди Гага (Lady Gaga) The Fame Monster, сделали гастроли одними из самых прибыльных как по итогам года, так и по итогам всех времен и народов. Фантастическое шоу, невероятные декорации, естественно, исключительно живое исполнение – неудивительно, что каждая объявленная дата практически мгновенно сопровождалась аншлагом.

Тем не менее, никаких планов приезжать в Россию с The Monster Ball у Гаги не было. Многие уже отчаялись, что тот эпизодический визит девушки в Москву, совершенный еще на заре ее карьеры (и сопровожденный растиражированной по всем таблоидам историей об аресте Гаги на Красной площади ввиду неподобающего внешнего вида), так и останется единственным случаем и приятным недоразумением.

Однако за премьерой The Fame Monster последовал релиз второго полноценного студийного альбома исполнительницы – Born This Way. Отзывы на вышедшую пластинку были самыми разными – то слишком пафосная, то слишком неоднородная, то слишком длинная, то слишком коммерческая. Однако, как ни странно, тура в поддержку этого довольно странного альбома ждали все, особенно после более чем заманчивых сообщений певицы в ее микроблоге на Twitter. Гага в процессе репетиций и подготовки то и дело радовала своих преданных «монстров» снимками эскизов костюмов (как всегда, невообразимых) и схемами декораций сцены. Она задумывалась как огромный замок. В воображение все это великолепие, приправленное многообещающими словами самой певицы, естественно, не вписывалось.

Тур The Born This Way Ball стал для российских поклонников Леди Гага куда более успешным: было объявлено сразу два выступления в России, в Санкт-Петербурге и Москве. Для московского концерта дата была выбрана особенно красивая – 12.12.12. Символизм вполне в духе певицы.

Концерт проходил в СК «Олимпийский». В том, что Гагу ожидает аншлаг, можно было не сомневаться – полупустыми оставались только совсем уж неудачные трибуны по бокам от сцены, ну и VIP-места, цена на которые была как всегда неоправданно завышена. В любом случае – самая интересная молодая звезда в мире музыки; ярая защитница прав не только представителей сексуальных меньшинств, но и всех униженных, оскорбленных и угнетаемых членов общества; самый быстрый и оглушительный успех; самые заразительные хиты, которых, к тому же, за небольшую по временным меркам карьеру накопилось немало; самая безумная во всех смыслах армия поклонников; один из самых масштабных и дорогостоящих туров – чего стоят заявленные тридцать фур декораций. Пропускать такое событие (хотя этот визит певицы явно не последний) не представлялось возможным.

В качестве разогрева выступало сразу двое артистов, вернее, артистка и коллектив. Тридцатишестилетняя Коллин Мартин (Colleen Martin), больше известная как Леди Старлайт (Lady Starlight), отнюдь не подражательница Леди Гага, как можно заключить из ее псевдонима. Старлайт нельзя назвать ни актрисой, ни певицей, ни музыкантом, сфера ее профессиональной деятельности – музыкальный перфоманс в художественном смысле этого слова. Вместе со Старлайт Гага начинала свою карьеру в шоу-бизнесе и многим ей обязана. Сама же Старлайт заявляет, что во многом повлияла на певицу и создала ее сценический образ.

Тем не менее, разогрев от нее такого впечатления совсем не оставил. Старлайт выходила из небольших импровизированных кулис в разных костюмах, масках, в разных образах. Под музыку (что-то вроде психоделического рока либо прошлых лет, либо современное и подражательное) Старлайт вроде как танцевала, а вроде и нет, творила всякие разные вещи на сцене – пила виски, раскидывала большие альбомные листы, срывала с себя одну маску за другой. Даже если Гага и выросла как артист под влиянием Старлайт, как утверждает последняя, то рост этот был колоссальным. Во время перформансов артистки публика скорее недоумевала, чем разогревалась.

То ли дело второй разогрев от группы The Darkness. Когда-то с этим коллективом случился худший кошмар любого исполнителя – молниеносная популярность с первым же альбомом и такое же молниеносное ослабление интереса публики впоследствии. Да и жанр, в котором играет команда, не назовешь особенно актуальным – времена глэм-рока и хэви-металла безвозвратно остались в семидесятых, а то, что происходит сейчас, напоминает не очень качественную стилизацию. Блестящие костюмы и длинные волосы музыкантов смотрелись по-забавному нелепо.

Что касается музыки, то The Darkness исполнили свои самые известные хиты. Фронтмен команды Джастин Хоукинс (Justin Hawkins) был достаточно энергичен, но исключительно неприятен и внешне, и вокально – фальцет и непонятные вокализы начали действовать на нервы уже к третьему треку.

Дальше сцену начали очень живо готовить к выступлению главной звезды вечера. К слову, оформление сцены перенеслось и в сам зал: часть танцпартера была окружена специальным подиумом, с помощью которого Гага была максимально близко к зрителям. Ждать концерта пришлось не так долго – чуть больше часа, что для такого масштабного мероприятия действительно не критично. Хотя, возможно, негативное восприятие было изменено выступлением артистов разогрева и благостной классической музыкой, в изобилии изливавшейся на ожидающих зрителей (тоже, кстати, странный выбор перед концертом Гаги).

Наконец, концерт начался, и зрители сначала увидели эту фантастическую сцену. Это выступление действительно стоило отданных денег – не хватает слов, чтобы описать этот замок, сверкающий разными огнями, открывающий дверцы, со множеством переходов, спусков и прочими деталями. Как ни странно, для сцены, для которой главной не только эпичность декораций, но и возможность хорошо увидеть исполнителя, все это смотрелось органично, не избыточно и более чем зрелищно.

В общем и целом, по части шоу Гага во многом перегнала своих коллег. Столько фантазии, столько творческой энергии, столько интересных задумок – все это чувствовалось в каждый момент этого невероятного концерта. Каждая песня была оформлена как отдельный номер, не похожий на остальные. Если особенных изменений в декорациях и свете не наблюдалось, то все с лихвой компенсировалось хореографией. Достаточно несложные, даже простые движения, но какое отточенное исполнение!

Костюмы тоже были подобраны наиболее экстраординарные, что, впрочем, не особо вызвало удивления, если вспомнить ежедневные фотографии Гаги на километровых платформах и гигантских шляпах. В особенности шоу оживляли дополнительные сценические задумки – вроде необычного платья с двигателем внизу, отчего казалось, что фигура певицы плавно едет по подиуму и сцене (в песне Bloody Mary); гигантской надувной вагины, из которой Гага заново рождается каждый свой концерт в рамках этого тура; супермотоцикла с синтезатором на багажнике; мясного дивана; полупрозрачного яйцевидного саркофага и многое, много другое.

Треклист был подобран очень неплохо. Все лучшие хиты были исполнены певицей, конечно, с упором на последний альбом. Открылся концерт песней Highway Unicorn (Road To Love) – на этом моменте появилась вся процессия певицы с танцорами, музыкантами и ей самой верхом на огромном механическом коне. И затем, сплошные хиты – Bad Romance, Judas, Born This Way, Poker Face, Paparazzi. Именно из-за своих популярных песен кажется, что Гага уже давным-давно на сцене, хотя свой дебютный студийный альбом выпустила относительно недавно – только в 2008 году.

Что касается вокального исполнения, то с ним Гага справлялась достаточно неплохо, а если принять во внимание то, насколько трудоемким было выступление, то можно сказать, что хорошо. Пресловутая «фанера», записанный голос певицы слышался отчетливо, но не так часто. По большей части Гага пела свои песни сама, что похвально. В любом случае, на концерты поп-звезд не приходят за блестящим вокальным исполнением. Сюда приходят увидеть шоу, и в тот вечер все было исполнено.

Что стоит упомянуть особо, так это речи, которые певица вела со сцены – благо поговорить она очень любит. Как нетрудно догадаться, в тот вечер Гага высказала все, что думает о гомофобной политике России и заявила: «Арестовывайте меня! Я не боюсь! Я буду защищать права мужчин и женщин любить друг друга!». Излишний пафос был достаточно забавен, но, тем не менее, искренен – исполнительница, как сказано выше, является давней и самой ярой защитницей прав сексуальных меньшинств. Во многом благодаря ее влиянию в США был отменен закон, попирающий права геев и лесбиянок, служащих в американской армии. Активная позиция Гаги известна каждому, и во время ее концерта певица выражала ее при каждом удобном случае.

Конечно, поначалу это даже восхищало, но по мере того, как одни и те же слова и призывы нескончаемо повторялись в течение всего концерта, начало утомлять. Что еще было явно излишним – это постоянное обращение певицы к залу словом Russia. Конечно, приятно знать, что Гага знает, где находится (проколы исполнителей с названиями городов и даже стран очень нередки), но все-таки также утомительно.

Было во время концерта и несколько невероятно трогательных моментов. В первый из них Гага приблизилась к своим поклонникам, начав собирать подарки, среди которых были и мягкие игрушки, и цветы, и прочие приятные вещи. Особенно Гаге полюбилась подаренная матрешка, где каждая из кукол была выполнена в каком-то из ее наиболее известных образов. Также, по традиции, сложившейся во время гастролей певицы, она надела футболку и бандану, переданную поклонниками.

Внимание к подаркам – это ценно. Но еще более милым было то, как Гага пригласила к себе на сцену четверых поклонников – двоих молодых людей в гриме Зомби-боя из клипа Гаги Born This Way, и пару девушек, одна из которых стала настоящей героиней вечера. Звезда подарила ей свою диадему, сравнив фанатку с «русской принцессой». А потом девушка начала переводить слова Гаги о справедливости, всеобщей любви, толерантности, борьбе за свои права и прочих правильностях, которые, как ни странно, вызвали реакцию, обратную ожидаемой. Многие зрители покинули зал, подумав, что этой лекцией шоу будет окончено. Но это была лишь середина концерта. Сами слова перемежались с исполнением песни Born This Way в акустической версии. После разговора последовало исполнение песни You & I, посвященной бывшему возлюбленному Гаги Люку Карлу (Luc Carl).

Вообще, что касается публики, то, несмотря на всю свою многочисленность, зрители в основной своей массе не являлись преданными поклонниками Леди Гага, а просто любопытствующими. Конечно, такие хиты, как Poker Face и Bad Romance знают все, и все довольно аплодировали певице на этих моментах, но в основной своей массе российская публика оказалась достаточно тяжела для певицы. После завершения концерта артиста, как водится, вызывают на бис, однако то ли ожидание оказалось слишком длительным, то ли по какой-то другой причине много людей ушли, не дослушав двух последних песен концерта, The Edge Of Glory и Marry The Night, которые были исполнены очень зажигательно.

Если говорить о режиссуре номеров, то представлено было великое разнообразие самых разных образов, которые, как было сказано выше, были подкреплены костюмами и оригинальными сценическими аксессуарами. Самые запоминающиеся сцены – Bloody Mary, в которых Гага и две ее танцовщицы напоминали белые шахматные фигуры, Fashion Of His Love, где певица радостно носилась по замку вокруг вешалок с одеждой, Heavy Metal Lover с Гагой, полулежа разъезжающей на мотоцикле по подиуму и танцовщицей, эротично трущейся о пятую точку певицы, и, естественно, Americano. В начале этого номера на сцену вышли жених, невеста и испанский гитарист. Под страстные переборы струн жених и невеста трогательно смотрели друг на друга, и все зрители были уверены, что под фатой скрывается Гага. Однако из глубин сцены-замка внезапно вывезли что-то вроде вешалки с кусками мяса на крюках и саму певицу в платье, напоминающем ее знаменитый мясной наряд. Номер на песню, даже не ставшую синглом, стал наиболее трудоемким и зрелищным из всего шоу, что само по себе достаточно неожиданно.

Аранжировки песен на концерте значительно отличаются от альбомных и, стоит сказать, в лучшую сторону. Black Jesus + Amen Fashion приобрела нужную жесткую структуру, Electric Chapel звучала эпично, как истинная рок-композиция, Judas с завершением из ремикса DJ White была настоящей танцевальной эйфорией. Кроме того, ритм песен синхронизировался со светом, что было особенно красиво.

Что касается самого звука, то тут он был просто ужасающ. То ли акустика «Олимпийского» не выдерживала Гагиных сокрушительных басов, то ли аппаратура хромала, но звук в буквальном смысле бил по ушам, вызывая даже на физическом уровне не слишком приятные ощущения. К сожалению, это явление довольно часто встречается на стадионных концертах. Однако, техникам можно было бы хотя бы немного постараться…

Подводя итог, хочется сказать, что концерт оставил скорее положительные, чем отрицательные эмоции. Леди Гага показала себя как профессиональный артист, со своими индивидуальными особенностями, с трудом, но все-таки нашедшая подход к зрителям и сумевшая завоевать их расположение. «Я не говорю по-русски, но мой человеческий достаточно неплох!», заявила она во время шоу. Охотно верим.

Автор: Вера Гаврилина