Engel
Du riechst so gut
Du Hast
Stripped
Mein Teil
Links 2 3 4
Amerika
Mein Land
Deutschland
Ausländer
Radio
Dicke Titten
Первый раз я познакомился с их творчеством в середине 90х, еще в школе. На потертой аудиокассете для старенького Sanyo, среди прочих саундтреков к «Mortal Combat», среди множества хороших индустриальных и металл групп, буквально с первого раза поразила композиция «Engel».
Тогда я ничего подобного не слышал и разумеется стал искать творчество данной группы, название которой тогда ну совсем ничего не говорило. Забыты были гремевшие в те годы на школьных дискотеках Prodigy и Scooter, буквально с одной песни музыкальные пристрастия очень сильно поменялись.
Оказалось, что сама группа существует с 1994 года и уже успела отметиться целой порцией шикарных композиций, которые имели совершенно уникальный стиль, который ни с чем не спутаешь. И фактурных участников, которые меняют свои образы как перчатки.
Тиль Линдеманн - вокал
Не будет преувеличением сказать, что Линдеманн это мотор группы, ее главная изюминка, которая делает просто хороший музыкальный коллектив – великим.
Но разумеется, без остальных весьма талантливых товарищей, Rammstein бы тоже не состоялся. Вот уже скоро как 20 лет, они плечом к плечу идут через десятки и сотни концертов и записей, став одними из самых узнаваемых немцев современности.
Рихард Круспе – соло-гитара (примечательно, что если набирать в Google имя Рихард, то Круспе окажется третьим после Зорге и Вагнера, но впереди Штрауса!)
Кристиан Лоренц – клавишные (Кристиан до сих пор ностальгирует по бывшей ГДР, где началась его музыкальная карьера. «Я очень любил ГДР со всеми её странностями. А когда стена рухнула, я был очень огорчён, и не скрываю этого».)
Пауль Ландерс – ритм-гитара (В детстве, Пауль год жил в нашей стране, когда учился в школе при посольстве ГДР в Москве, так что в какой-то мере – наш человек).
Оливер Ридель – бас-гитара (Ридель славен не только своим музыкальным творчеством, но и двухметровым ростом, который вкупе с известной худобой позволяет ему идеально вписываться к концепцию образов «не от мира сего»).
Кристоф Шнайдер – ударные («Немцы очень щепетильно относятся к своей истории и к тому, как их видит остальной мир — что-то вроде „О, весь мир теперь будет думать, что мы едим людей“. Это абсурд. То же и с насилием над детьми в Америке — никто не думает, что все американцы педофилы, но искусство и музыка должны отражать самые серьезные проблемы в обществе»)
Несколько позднее, когда приобщился к их видеоклипам, симпатия к их творчеству лишь укрепилась. Клип «Du riechst so gut» стал настоящей нетленкой и несколько лет не слезал с музыкальных каналов, став самой настоящей классикой.
Странная смесь жанров, которые солист группы Тиль Линдеманн характеризовал как смесь альтернативного и индустриального металла, приправленного электронной музыкой, завораживала своей ритмичностью и одновременной брутальностью гитарных риффов. Круговерть меняющихся образов была невероятно разнообразной.
Представляется, что именно разнообразие музыкального стиля, представляющего собой жанровый коктейль и разнообразие смысловых и визуальных образов, послужили теми скрепами, которые вкупе с музыкальным содержанием творчества Rammstein сделали их всемирно известными. Это стало весьма очевидно в конце 90х, когда «Du Hast» гремела даже на тех танцевальных дискотеках, где отродясь ничего тяжелого не было.
Определение Линдеманна «танц-металл», которым он обозначал направление в котором играет Rammstein, после «Du Hast» стало более конкретным, нежели обобщенный «индастриал».
Rammstein и эпатаж
На мой взгляд, яркая эпатажная упаковка творчества Rammstein, служит вполне удобным способом, привлечь внимание к тем вопросам человеческого бытия, о которых Тиль Линдеманн пишет песни. В этом конечно есть доля постмодернизма, но Rammstein не революционеры и не ниспровергатели устоев, они живут и творят вполне в духе времени, скользя на гребне волны.
Кого например сейчас может удивить педалирование темы гомосексуализма, когда в Европе открыто принимают законы о разрешении гей-браков и праве геев усыновлять детей. Так что в этом отношении, Rammstein затрагивая подобные темы не выходят за пределы реального общественно-политического мэйснтрима.
Rammstein и фашизм
Помимо обвинений в чрезмерном эпатаже, группу довольно регулярно обвиняют в фашизме или пропаганде фашистской эстетики. Действительно, в костюмах группы изредка можно углядеть смутные намеки на элементы нацистского декора, да и культ тела, как бы намекает на национал-социалистическую Германию 30х годов, что особенно явно проявилось в клипе на песню «Stripped».
Собственно и сам Линдеманн в ответ на эти обвинения довольно внятно ответил, что его сердце бьется слева, а не справа, намекая на то, что левые идеи ему ближе, нежели фашистские или нацистские. Ну а знаменитая «Links 1 2 3 4» обыгрывающая тему тоталитаризма, была своеобразной отсылкой к песне Бертольда Брехта, которую тот написал для немецких коммунистов.
В этом отношении, можно уверенно говорить, что Rammstein конечно же не пропагандирует фашизм, а скорее использует отдельные элементы фашисткой эстетики в своих эпатажных выступлениях.
Rammstein и политика
Помимо человеческих отношений и пороков, которые лежат в основе творчества Rammstein, группа иногда обращается и к более общим темам общественно-политического характера, где Линдеманн и Ко озвучивают свое отношения к политике. Например в «Amerika», Rammstein иронично высмеивали претензии США на всемирную гегемонии с демократией, Кока-Колой и Микки-Маусом, с легкой аллюзией на известную теорию, что никто на Луну не летал.
Не забывает Rammstein и про ситуацию в родной Германии. На фоне массовой «восточной ностальгии» по бывшей ГДР, они выпустили песню и клип «Mein Land», где Линдеманн надрывно поет о той старой Германии, которой больше нет, той Германии 60-70х отсылки к которой богато рассыпаны в клипе, которая размывается новой «единой Европой» и мигрантами из стран третьего мира.
Будущее Rammstein.
Конечно, чем дальше, тем сложнее удерживаться на вершине, поддерживать заданную планку качества довольно тяжело, да и возраст не способствует поддержанию прежнего уровня эпатажа и музыкального драйва. Но глядя на творчество Rammstein, почему то есть твердая уверенность, что они даже через 10-15-20 лет, когда музыкантам перевалит за 60, смогут все так же зажигать в прямом и переносном смысле, и подобно Rolling Stones и AC/DC их будут ласково поминать «дедушками индастриала».
Автор: Борис Рожин