Интернет жить не может без сенсаций, вирусов, повальных увлечений, каждую секунду зарождающихся мемов и тому подобного. Только сошло увлечение всем набившим оскомину gangnam style – песней и клипом южнокорейского рэппера Сая (PSY), заработавшего пару-тройку упоминаний в Книге Рекордов Гиннеса (а также пару-тройку миллионов). Пока о новом творении от певца ничего не слышно – да и честно говоря, вряд ли будет: такой всеобъемлющий успех – разовая акция.
Впрочем, свято место пусто не бывает, и на смену gangnam style с его фирменным танцем всадника верхом на импровизированной лошади пришел новый мем – под названием Harlem Shake. Теперь это не только название танцевального движения из восьмидесятых, но и ультрамодный хит, а также супер-мем. Истоки этой лихорадки, охватившей весь мир, стоит искать в музыке. Виной всему Гарри Родригес (Harry Rodrigues), больше известный под сценическим псевдонимом Baauer. Молодой человек родом из Лондона, однако еще в юном возрасте переехал в США, где и начал свою музыкальную карьеру. Первые треки Гарри начал создавать еще в тринадцать лет, экспериментируя с такими жанрами, как хаус и электро.
С 2010 года Baauer занимается музыкой серьезно. Электроника, трэп, басс – вот те стили, в рамки которых более-менее попадают его творения. Однако вдохновение музыкант находит не только в такой музыке – большое влияние на его творчество оказывают хип-хоп и танцевальная музыка. Так, как и любого электронного музыканта, Родригеса интересуют и ремиксы – за свою карьеру он сделал их достаточно, в том числе и на синглы известных исполнителей. Среди них – его коллеги, трэп-дуэт Flosstradamus (композиция Rollup), дабстепщики Nero (Won’t You (Be There), трек прошлого года), а также маститые исполнители вроде The Prodigy и No Doubt.
Однако, как бы то ни было, всемирную известность этому музыканту принес его сингл Harlem Shake. Его премьера состоялась еще в мае 2012 года, однако оглушительную популярность трек завоевал лишь в этом феврале. Стоит отметить, что выпущен был сингл на лейбле Mad Decent, основанном видным продюсером Дипло (Diplo), культуртрегером от музыки. Так, Baauer оказался в одной компании с Major Lazer, уже названными Flosstradamus, Zeds Dead и даже регги-альтер-эго Снуп Догга (Snoop Dogg) – Снупом Лайоном (Snoop Lion).

Впрочем, как композицию Harlem Shake критики оценили сразу же. Чего стоит признание от весьма придирчивых сотрудников сайта Pitchfork. «На слушателей обрушивается дезориентирующий фейерверк звука, цепляющий мгновенно и непреодолимо, и все благодаря этой почти пугающий, мощнейшей басс-линии», заявил сайт в рецензии на Harlem Shake, названный, между прочим, лучшим новым треком мая. «Вместе с этим чисто висцеральным удовольствием, нельзя не отметить, насколько же круто звучат эти сэмплы с львиным рыком!».


Впрочем, во многом популярность Harlem Shake принесли именно вирусные видео. Некий видео-блоггер под ником Filthy Frank разместил на своем Youtube-аккаунте видео длиной в тридцать одну секунду, где несколько странно одетых людей припадочно отплясывают под этот трек. В данный момент у одного лишь этого клипа – более пятнадцати миллионов просмотров. Затем идею подхватили пятеро австралийских скейтеров из команды The Sunny Coast Skate. Дальше – больше.


Все вирусные видео на Harlem Shake включают в себя несколько общих признаков: длительность около тридцати секунд; достаточно большая компания участвующих; зачинщик танца – в нелепой маске или необычном костюме; двусоставность клипа – в первой части танцует лишь человек в маске, во второй – все; обязательные конвульсивно-эпилептические движения танцующих; чем больше неуместных аксессуаров – тем лучше.
Видео загружаются на Youtube каждый день. В какой-то из дней их возникает до четырех тысяч единовременно. Общий командный зачет по просмотрам исчисляется миллионами. Впрочем, не все из клипов заслуживают внимания – самые многочисленные, самые необычные и самые смешные тут же становятся хитами.

Сегодня только ленивый не делал своей версии harlem shake. К этому всемирному движению присоединились жители всех стран и континентов, всех профессий, всех возрастов. Есть версии и из США, и из Великобритании, и из России (особенно удачно вышла версия с юными пассажирами в московском метро). В особенности отличились офисы, в том числе и IT-компаний: свой harlem shake отплясали сотрудники сервисов, которыми мы с вами пользуемся каждый день – Google, Vimeo, Facebook, eBay, Amazon и Twitter, даже в российском офисе Yandex сняли свою версию.


Что касается знаменитостей, поддержавших мировой тренд, то тут лавры принадлежат по большей части жителям зарубежных стран – членам съемочной группы шоу Джимми Фэллона (Jimmy Fallon) Late Night With Jimmy Fallon и The Daily Show, солдатам норвежской армии (хотя harlem shake сделали солдаты уже, наверное, всех стран мира), игрокам баскетбольного клуба The Dallas Mavericks, футболистам из Манчестера, коллегам известного американского телеведущего Андерсона Купера (Anderso Cooper), сатирику Стивена Колберта (Stephen Colbert), нью-йоркской хоккейной команде, пловцам из Университета Джорджии, гонщику NASCAR Джеффу Гордону (Jeff Gordon). Что касается мира музыки и кино, то и тут не обошлось без своих знаменитых последователей: в Интернете уже можно увидеть harlem shake от дуэта Matt & Kim, радиоведущего Райана Сикреста (Ryan Seacrest), участников реалити-шоу Splash, певца Коди Симпсона (Cody Simpson), рэпперши Азилии Бэнкс (Azealia Banks). Случай с последней, впрочем, не обошелся без скандала.


Первоначально сам Baauer хотел создать ремикс Harlem Shake вместе с Азилией. Кандидатура, казалось, как нельзя подходящая – сама уроженка Гарлема, к тому же одна из самых талантливых хип-хоп исполнительниц своего поколения: результат должен был получиться ошеломительным. Тем не менее, Бэнкс выложила свою версию в Интернет, после чего сам же Baauer попросил ее удалить и более никуда не загружать.
«Азилия начитала что-то свое поверх Harlem Shake и это вышло так себе. Мне ее версия совершенно не понравилась», прокомментировал музыкант. «Это было какое-то время назад, а уже после того, как началась вся эта видео-истерия, наши планы кардинально поменялись. Из-за этого мы решили просто выпустить песню, без какого-либо вокала или рэпа. Мы попросили Бэнкс не выпускать свою версию, а она заявила, что все равно выложит ее в Интернет. Мы попросили еще раз. Она все равно сделала это».

Впрочем, не все музыкальные критики настроены так же негативно, как сам автор мелодии. Кто-то говорил, что версия Harlem Shake от Азилии Бэнкс по своей великолепности превосходит все вирусные Youtube-видео, вместе взятые. Кто-то вообще считает Harlem Shake (Remix) – лучшим творением молодой рэпперши. В общем, каждый видит по-своему.
Благодаря Интернету с Harlem Shake случился достаточно типичный случай – песня возглавила US Billboard 100. Удивляться тут нечему: песня действительно стала настоящим клубным хитом и звучит за вечер по нескольку раз.
Сколько еще продлится это сумасшествие – неизвестно, но будем откровенны – явно недолго. В отличие от вышеупомянутого Сая, Baauer находится в куда более выгодном положении. Благодаря видео-мему, у него есть все шансы стать еще более популярным, ведь электроника всегда была в моде, а выдержат ли уши меломанов еще одну песенку на корейском – факт сомнительный.

Автор: Вера Гаврилина