2010: год, который поглотила поп-музыка

Представьте себе, что сейчас – первое января 2010 года и экстрасенс вещает о предсказаниях на следующий год:


- Кеша (Ke$ha), исполнительница хита TiK ToK, не станет так называемой «певицей одной песни». Вместо этого, она выпустит два альбома и еще три хита, которые войдут в десятку Billboard Hot 100, а последний из них станет его лидером;


- Леди ГаГа (Lady GaGa) наденет мясное платье, покажет средний палец в ходе крупнейшей бейсбольной игры на Yankee Stadium и вытащит изо рта четки в одном из своих клипов, но ничто из этих поступков не будет настолько успешным, как ее музыка;


- «Биберомания» не только не утихнет, а приведет к тому, что тинейджер получит номинацию на «Грэмми» в категории «Лучший новый артист»;


- актеры музыкального сериала «Лузеры» (Glee) побьют рекорд The Beatles по количеству появлений в Billboard Hot 100, представленных не сольным исполнителем;


- B.o.B., рэппер, который поет и играет на гитаре, и выходец с Гавайских островов Бруно Марс (Bruno Mars), создавший современную трактовку ритм-энд-блюз жанра ду-вуп, исполнят дуэт, который сделает обоих звездами;


- между Грейсоном Ченсом (Greyson Chance), 12-летний мальчиком из Оклахомы, и продюсерской командой Леди ГаГа будет заключен контракт после того, как первый исполнил ее хит Paparazzi на школьном конкурсе талантов. Также 10-летняя Джеки Эванко (Jackie Evancho) станет финалисткой шоу «America's Got Talent» и ее первый альбом достигнет второй позиции в Billboard 200, а Уиллоу Смит (Willow Smith), также 10 лет, выпустит национальный хит Whip My Hair;


- Like a G6, песня о таинственном самолете, исполненная электро-поп квартетом Far East Movement, станет хитом номер один;


- и только одна рок-группа сумеет выпустить хит, который достигнет первой десятки Billboard Hot 100 – ей станет группа Train с песней Hey, Soul Sister.


В год, когда такие варианты, как «цифровые продажи будут расти» и «туры смогут поддержать слабую экономику», были подорваны, никто не мог предположить, что поп-музыка захватит весь музыкальный рынок. Она не просто его захватит, а поглотит.


Семь из двадцати самых продаваемых альбомов этого года были созданы поп-музыкантами. Сравните это только с четырьмя поп-альбомами в 2009 году и всего лишь с двумя в 2005. Топ-10 пластинок 2010 года включают в себе такие записи, как I Dreamed a Dream Сьюзан Бойл (Susan Boyle), The Fame Леди ГаГа, My World и My World 2.0 Джастина Бибера (Justin Bieber) и The E.N.D. группы the Black Eyed Peas. Если несколько расширить определение жанра поп-музыки, то сюда же можно включить Тэйлор Свифт (Taylor Swift) и группу Lady Antebellum, чьи кантри-хиты постоянно игрались на поп-радиостанциях, а также Эминема (Eminem) и его альбом Recovery. Тогда можно смело сказать, что в первой десятки лучших альбомов это года царит поп-музыка. Особняком стоит только классический тенор и мультиинструменталист Андреа Бочелли (Andrea Bocelli) со своим праздничным альбомом My Christmas.


Тот факт, что два лучших артиста по мнению Billboard, Леди Гага и Тэйлор Свифт, не входили в чарты лучших ритм-энд-блюз/хип-хоп альбомов, также говорит о многом. С 1997 года, когда лидерами стали ЛиЭнн Раймс (LeAnn Rimes) и Spice Girls, это первый раз, когда диски двух ведущих музыкантов не вошли в этот хит-парад.


Удивляет то, с каким постоянством песни, наполненные синтетическим звучанием и обогащенные эффектом auto-tune, становились лидерами хит-парадов. Из 15 песен, занимавших первую позицию, только шесть не подходят под это описание: хиты Эминема Not Afraid и Love the Way You Lie, Рианна (Rihanna) с ее Rude Boy и What's My Name?, B.o.B совместно с Бруно Марсом и их Nothin' on You, а также сольный хит Марса Just the Way You Are. Когда целых четыре исполнителя выпускают песни, все более приближающиеся к жанру слоу джем, то можно смело сказать: мы входим в новую эру.


«Сейчас на радио играет главную роль только одна вещь – ритм», заявляет Барри Уайсс (Barry Weiss), глава звукозаписывающих компаний RCA/Jive Label Group, на которой записываются такие артисты, как Кеша, Ашер (Usher) и Пинк (Pink).


«Бесспорно, для выпуска поп-музыки сейчас самое что ни на есть подходящее время», добавляет Антонио Рейд (Antonio Reid), глава Island Def Jam Music Group, под чьим началом находятся Джастин Бибер, Рианна и Канье Уэст (Kanye West). «Не думаю, что поп-музыка потеряет свою актуальность в скором времени».


Продажи альбомов и успех в чартах не единственные показатели нашего времени. В отличие от 2000 года, когда такие поп-исполнители, как Бритни Спирс (Britney Spears), 'N Sync и Backstreet Boys в прямом смысле управляли миром, коммерческий успех и положительные отзывы критиков тоже весьма немаловажны.


С трудом преодолев свои обычные рамки, в прошлом году Академия Звукозаписи номинировала Тэйлор Свифт, Бейонсе (Beyoncé) и the Black Eyed Peas на «Грэмми» в категории «Альбом года». Свифт и ее диск Fearless, ставший самым продаваемым альбомом 2009 года, одержали победу в этой номинации.


Что сказать о церемонии видеонаград MTV, когда Леди ГаГа получила беспрецедентное количество номинаций – целых тринадцать, а на концерте из не поп-исполнителей выступили только Florence & the Machine и Linkin Park. На церемонии American Music Awards Джастин Бибер получает четыре награды, в том числе «Артист года». Многие задались вопросом – а куда, собственно, подевались все рок-группы?


В феврале 2011 года на «Грэмми» вновь будет царствовать поп-музыка, когда на альбом года претендуют Леди ГаГа и Кэти Перри (Katy Perry), а в категориях «Запись года» и «Песня года» царит мэйнстримовый хип-хоп. Бибер и рэппер Дрейк (Drake) номинированы на звание артиста года, а Лукаш Готтвальд, более известный под псевдонимом Доктор Люк (Dr. Luke), в первый раз за свою мегауспешную карьеру выдвинут в номинации «Продюсер года» за работу над альбомом Кэти Перри Teenage Dream.


Перу Готтвальда принадлежит 40% песен, попавших в первую десятку Billboard Hot 100. «Я невероятно благодарен Академии звукозаписи», сообщил продюсер на новости о номинациях. «Но я уже в полной мере признан через чарты журнала Billboard. Это не просто мое мнение, а факт, и это, на самом деле, единственное, о чем я забочусь».


Доля Готтвальда в таком признании (а, точнее сказать, в музыкальных пристрастиях меломанов всего мира) – другая причина, почему поп-музыка занимает столь значимое место в музыкальной индустрии этого года.


Главная цель любого популярного артиста – уметь предсказывать вкус публики, все то, что она хочет услышать: «надуть пузырь», как оригинально назвал этот процесс Will.i.am, лидер группы Black Eyed Peas. Это весьма важно в наше время, когда для завоевания сердец меломанов используются все средства. Популярность и ее сохранение становятся одним из главных достижений артиста.


«В отличие от поп-музыки четырехлетней давности, поп-музыка сегодня совершенно другая. У нее как-то и звучания нет», заявляет Will.i.am, который задал тон музыке этого года с альбомом The E.N.D., так же как и его коллега по лейблу Леди ГаГа – со своей пластинкой The Fame.


«В то время мы были единственной группой, которая пыталась раскрутиться, раздуть мыльный пузырь. Что ж, мы его раздули, и он получился довольно большой, не так ли?», продолжает он. «Но процесс состоит в том, что как только вы начинаете его раздувать, надо следить, чтобы трубочка оставалась возле вашего рта, чтобы пузырь получался все больше и больше. Вы не хотите, чтобы он лопнул – вот что в наше время значит быть популярным».


ТОГДА И СЕЙЧАС


Если забыть ситуацию с рынком музыкальной продукции, то можно заметить ключевую разницу между исполнителями типа Бритни Спирс и популярными бой-бэндами и артистами сегодня. Если ваша песня входит в топ 40 самых проигрываемых песен на радио, но не подходит под формат клубной музыки, то можно смело сказать, что долго на сцене вы не протянете. Бруно Марс, B.o.B., Эминем и Train стали единственными артистами, чей успех не пострадал от вышеприведенной формулы. В прошлом, на одной радиостанции вполне можно было услышать Бритни, Backstreet Boys и 'N Sync вместе с такими группами, как Blink-182, Limp Bizkit и Korn. Существовало какое-то разнообразие.


«Сейчас музыке, отличной от популярной, приходится довольно тяжело», продолжает директор RCA/Jive Label Group Барри Уайсс, выбравший синглом песню September у группы Daughtry – песню, которая была бы невероятно успешна несколько лет назад, но в этом году не получившей практически никакой ротации на радио.


Конечно, и радио становится более консолидированным. За последние два с половиной года четыре крупнейших радиостанции в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Детройте и Хьюстоне были включены в список станций, по которым считаются самые проигрываемые песни мира. Немаловажно, что теперь радио куда больше ориентировано на женскую аудиторию. В то же время, число радиостанций, составляющих свои, альтернативные чарты, снизилось с 86 (в январе 2003 года) до 56.


«Помню, когда нью-йоркское радио WXRK было одним из самых авторитетных», вспоминает Лукаш Готтвальд. «А потом его наводнили тяжелые гитары, и какой-то диждей все время повторил: «Вы слушаете радио “Кей-Рок”». Людям это не понравилось, рейтинги стали снижаться, радиостанции начинали разоряться и тогда они вновь стали играть поп и ритм-энд-блюз. Женскую аудиторию нельзя потерять!».


Исполнители также соглашаются, что хоть и ротация на радио все-таки остается важной составляющей успеха, но оно больше не является законодателем мод и вкусов, как в былые времена. «Новая тенденция – это музыка для клубов по всему миру», заявляет Will.i.am. «А радио просто старается под это подстроиться».


«У моего менеджера по этому поводу возникла прекрасная аналогия с бейсболом», сообщил фронтмен группы Train Пэт Монахан (Pat Monahan). «Он сказал, что радио когда-то было первым подающим, а теперь стало лишь одним из игроков. Теперь необходимой становится твоя онлайн база фанатов, очень важны гастроли. Радио просто дополняет ваш успех».


Так как роль радио в поп-культуре изменилась и вырос авторитет Интернет-магазинов с музыкой, границы между популярной музыкой и другими жанрами стали еще более подвижными.


«Сейчас очень интересно смешение танцевальной музыки, поп-музыки и жанра “современный Урбан”», заявляет менеджер Джастина Бибера Скутер Браун (Scooter Braun). «В 2001 году, когда вышла песня Girlfriend – дуэт 'Nsync и Нелли (Nelly), это было невероятно ново. Но сейчас никто не удивится, если Джастин запишет песню с Лил Уэйном (Lil Wayne) или Дэвидом Геттой (David Guetta). Мир стал меньше из-за Интернета, а все артисты стали больше ценить друг друга».


С этим согласен продюсер и автор песен Алекс Да Кид (Alex Da Kid), чьему перу принадлежат такие песни, как Love the Way You Lie Эминема и Рианны и Airplanes B.o.B. и вокалистки группы Paramore Хэйли Уильямс (Hayley Williams): «Тот же В.о.В.: его музыка – это смешение различных стилей. Сегодняшние слушатели не ограничиваются одним жанром».


Такова роль и музыкального сериала «Лузеры»: в каждом эпизоде можно услышать как и старые, так и новые хиты.


«Это свидетельство важного процесса, происходящего сейчас в культуре», говорит Адам Андерс (Adam Anders), один из генеральных продюсеров шоу. «Так интересно видеть, как мои родители отрываются под Florence & the Machine, а моя маленькая племянница открывает для себя Queen. Если мы вновь делаем популярной музыку в такой индустрии, где повтор может стать провалом, то это просто великолепно».


Есть и другое объяснение популярности «Лузеров» - превосходство серьезности над цинизмом, подкрепленное составом из неизвестных широкой публике актеров. Не совпадение, что одни из самых ярких звезд, зажегшихся в этом году, от Джастина Бибера и Сьюзан Бойл и до Грейсона Ченса, львиной долей своего успеха обязаны видеохостингу Youtube, ведь именно из-за видео со своими выступлениями они и завоевали свою популярность. Даже Леди ГаГа часто говорит о тех днях, когда была никому не известна: результаты поиска Google покажут вам ее в процессе становления звездой. Пример всех этих исполнителей демонстрирует, что мечты сбываются, и сбываются всего за пару кликов мышкой.


«Как-то Пол Анка (Paul Anka) сказал о Джастине Бибере: «Когда вам наконец надоест ухмыляться, вы поймете, что этот мальчик – прирожденный исполнитель»», говорит менеджер Бибера Скутер Браун. «Мне кажется, это происходит с музыкой по всему миру – люди задумываются и перестают ухмыляться».


«В своей жизни я несколько раз жила на границе с нищетой», вспоминает Кеша. «Но вместо того, чтобы сидеть и жалеть себя, я смогла разнообразить свою жизнь, ценить то, что нельзя купить за деньги. Все, что я хочу делать, - приносить людям радость».


МУЖЧИНЫ, ХИП-ХОП И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ


Но что же сделал этот поп-бум с остальными жанрами? По словам Уайсса, рок находится в опасности, так как большинство лейблов осознает, что поп-артисты могут окупить затраты на раскрутку гораздо быстрее.


«Раскрутка групп всегда занимает больше времени», говорит он. «Группа вроде Kings of Leon и Phoenix потребовалось четыре альбома, чтобы стать по-настоящему популярными. Это совсем другое дело. Сравните их с артистами типа Кеши, когда дебютный сингл сразу же становится хитом».


Тем не менее, в этом таится и определенная опасность – если хит становится известнее, чем артист, то хороших гастролей на этом не построишь. Особенно тяжело это сказывается на артистах-мужчинах типа Тайо Круза (Taio Cruz) и Far*East Movement, чьи цифровые продажи песен просто зашкаливали, но которые практически не продали альбомов на физических носителях и туры которых провалились. «Я бы очень хотел поработать с исполнителем-мужчиной, но часто случается так, что их музыка продается плохо», говорит Готтвальд. «Это на самом деле очень грустно. Например, Тайо Круз – он просто великолепный артист, но его популярность не сравнима с популярностью Кеши и Кэти Перри».


В случае с Train, одной из наконец-то пробившихся рок-групп этого года, ключевую роль сыграла «смена имиджа», со словам их фронтмен Пэта Монахана. Для песни Hey, Soul Sister музыканты решили поработать с европейскими продюсерами – норвежцами Эспеном Линдом (Espen Lind) и Амундом Бйоклундоном (Amund Bjørklundon). Это решение оказалось правильным.


«Мы решили перестать говорить «нет» и наконец сказать «да»», говорит Монахан. «Также важным оказалась постоянная связь с фанатами. Если у вас нет аккаунта на Twitter, долго вы не протянете».


Сайты типа Twitter и TMZ как нельзя лучше подходят к поп-звездам, постоянно делящимся фактами из своей жизнью. Ведь в отличие от, прямо скажем, более серьезных рок-музыкантов, поп-артисты не возражают, когда папарацци фотографируют их на пляже или на церемонии, отображая каждый из пяти нарядов, что они надели.


Самые крупные поп-звезды на протяжении целого года беспрепятственно снабжали нас новой о себе информацией, и не только виртуальным путем. Леди ГаГа все 12 месяцев не только устраивала экстравагантные выходки, но и невероятно много работала, постепенно открывая поклонникам новый материал в ходе тура Monster Ball. Джастин Бибер тоже успешно гастролировал, а также выпустил акустический альбом в ноябре. Кеша же выпустила аж два диска и присоединилась к Рианне для совместного турне перед тем, как отправиться в Европу для тура собственного.


Звезды рангом поменьше также не отставали – шведская поп-певица Робин (Robyn) выпустила тройной альбом и активно гастролировала по клубам всего мира. Для нее 2010 год стал настоящим прорывом.


«Раньше считалось нормальным, когда вы выпускаете альбом раз в 3-4 года», говорит певица. «Я же решила не останавливаться, вдохновляться и наслаждаться сложившейся ситуацией. В этом смысле большинство лейблов понимают, что вам нечего терять, когда вы пробуете что-то новое».


Что касается хип-хопа, то многие из опрошенных полагают, что сейчас это один из самых переменчивых, но в то же время и самых интересных с творческой точки зрения жанров.


«Такие исполнители, как я и B.o.B., мы понимаем силу песни», утверждает рэппер Дрейк, чей альбом Thank Me Later продавался тиражом более чем 400 тысяч копий в первую же неделю. «Связь слушателя и мелодии сильнее, чем что бы то ни было, и когда вы можете скомбинировать это с рэп-музыкой, то вы оказываетесь в беспроигрышном варианте. Люди, которые не любят хип-хоп, любят песню В.о.В. Nothin' on You, потому что там есть мелодия, потому что это новый жанр музыки».


«Когда вы сознательно выбираете, что будете заниматься поп-музыкой, наступает сигнал, что скоро случится что-то новое», сообщает Антонио Рейд, глава Island Def Jam Music Group. «Этот микс из пения и чтения рэпа, что мы слышим от Дрейка, Лил Уэйна и Канье Уэста явно свидетельствует о рождении нового жанра».


ГАСТРОЛИ, ГАСТРОЛИ И ЕЩЕ РАЗ ГАСТРОЛИ


Часто в адрес поп-музыки слышится критика по поводу того, что бешеная популярность быстро проходит. Иными словами, через 10, 20 или 30 лет Джастин Бибер вряд ли соберет целый стадион. Но опрошенные с этим не согласны.


«Это абсолютно несправедливо. Во-первых, много ли сейчас гастролирующих артистов, чьей карьере более 40 лет?», возражает Лукаш Готтвальд. «Они есть, но их единицы. Те самые рок-группы ведут свое начало из совершенно другой эры, когда кроме прослушивания пластинок больше ничего не оставалось».


«Нужно быть одновременно и успешным хитмэйкером, и качественным исполнителем и артистом», заявляет менеджер группы New Kids on the Block Джаред Пол (Jared Paul), организовавший с менеджерами Backstreet Boys Питером Катсисом (Peter Katsis) и Джеффом Кватинецом (Jeff Kwatinetz) совместный тур обеих групп, который начнется летом 2011 года. Идея возникла, когда участники Backstreet Boys появились на сцене в ходе серии аншлаговых концертов New Kids on the Block в 2008 году (на разогреве, между прочим, выступала Леди ГаГа).


«Рианна, Кэти Перри, Джастин Бибер и Леди ГаГа понимают важность хороших гастролей», продолжает Джаред Пол. «Потому что это одна из ключевых составляющих успеха. Важно рассчитать, каков будет возможный успех шоу, чтобы назначить билетам подходящую цену».


К первоначальному списку концертов совместного тура New Kids on the Block и Backstreet Boys добавилось еще 18 дополнительных дат, в том числе и повторные шоу в таких мегаполисах, как Чикаго и Торонто.


«В эру Backstreet Boys и 'N Sync люди тоже говорили, что поп-музыка – это рискованно и опасно. Это не имеет значения: важно то, когда люди покупают билеты на ваш концерт», говорит Барри Уайсс и приводит в пример Пинк, которая все так же популярна, несмотря на то, что многие уже давно списали ее со счетов. «Когда мы подписали с ней концерт, многие отговаривали нас, называли ее очередной однодневкой. И посмотрите, какого успеха она добилась сейчас!».


В общем, если Киша выпустит альбом лучших хитов в 2020 году, не говорите, что мы вас не предупреждали.

Источник: https://radiopotok.ru/music_review/200/