Милен Фармер (Mylene Farmer) нельзя назвать популярной певицей, нельзя назвать даже суперзвездой французской музыкальной сцены (хотя это само собой разумеется). Милен – настоящий культурный феномен, созданный как усилиями идейных вдохновителей, продюсеров, музыкантов, так и ее собственными силами.
Наверное, сейчас на сцене не сыщется певицы столь же тонкой, как она. Секс и провокации продаются куда лучше, однако среди всего этого Милен стоит особняком – Женщина с большой буквы, исполненная достоинства, элегантная, таинственная и загадочная, если и провоцирующая, то делающая это настолько элегантно и изящно, что от ее тонкой чувственности и магнетического эротизма захватывает дух – у меломанов обоих полов. Мужчины восхищаются ею, женщины мечтают быть похожей на нее хоть отчасти. Зря – другая такая (несмотря на многочисленные сайд-проекты) едва ли появится.
Когда был объявлен новый, шестой концертный тур Милен Фармер, поклонники певицы в России даже и не думали сомневаться, что их любимица непременно привезет свое шоу в нашу страну. Такой мощной и сплоченной армии фанатов у певицы нет нигде, кроме Франции – там она практически перешла в разряд живущих легенд. Концерты Милен не отличаются лаконичностью и направленностью на исполнителя а-ля шоу другой знаменитой франкофонной звезды Лары Фабиан (Lara Fabian), когда на сцене есть лишь музыканты и фигура вокалистки. Может, дело отчасти и в том, что мощный, сильный вокал никогда не был визитной карточкой Фармер, но и не в вокале дело. Секрет – в атмосфере, в таинственном, мистическом мире загадок и тайн, потребность в котором в какой-то момент стала настолько остра, что и породила феномен певицы.
Преподнести тур как Событие, вложить в него немалые средства, воссоздать на сцене совершенно особенный мир – в этом Фармер воистину нет равных. Даже если альбомы певицы были не слишком успешны (именно касательно отзывов музыкальных критиков; что касается чартов, тиражей и золотых сертификаций – в этом пластинки Милен успешны всегда), то туры провальными быть не могут в принципе. Даже не слишком удачные песни с концертными аранжировками, потрясающей сценографией и услышанные живьем из уст Милен приносят настоящее наслаждение. С течением времени гастроли становятся все более сложными и технически совершенными. В новейшее время – время инноваций – вдвойне интересно, что придумает Милен со своей безудержной фантазией и очень полезным умением выбирать лучших из лучших для помощи самой себе в создании концепта тура.
Первое впечатление – постер: Милен, сама на себя не похожая, с взъерошенными белыми (а не рыжими, как всегда) волосами, челкой, прикрывающей один глаз, оставляя другой, ярко-синий (не карий от природы!), пронзительно смотреть на зрителя. Вид у Фармер, откровенно говоря, как у дамы, свалившейся с другой планеты. Именно вокруг этой темы и построен концепт Timeless World Tour 2013.
Спортивный комплекс «Олимпийский» был заполнен полностью. На великолепное шоу Фармер пришли посмотреть не только ее преданные поклонники, но и ностальгирующие по ее хитам восьмидесятых-девяностых меломаны среднего возраста, и молодежь, и представители российского сценического бомонда в лицах Филиппа Киркорова, Сергея Лазарева, Яны Рудковской и других (их появление, к сожалению, вызвало ажиотаж едва ли не больший, чем появление самой Фармер).
Без разогрева, с задержкой на час, концерт начался с невероятно зрелищной интерлюдии: бесконечное космическое или световое пространство. На мониторе время от времени появлялось импровизированное изображение лица Фармер. Декорации (как всегда, выполненные с мастерской точностью) составились в особенную конструкцию – словно коридор или выход из космического корабля – железные конструкции, сверкающие огни. В получившемся круге возникает певица, одетая в бежевый костюм со стразами – словно инопланетянка. Зал взрывается от восторга. Милен открывает сетлист своего шоу песней A Force De, предпоследней с недавнего релиза певицы – альбома Monkey Me.
Что касается сетлиста, то составлен он был достаточно оригинально: в основном Милен исполняла свои недавние творения, но забыть про ранние хиты все-таки никак не могла. Были сыграны и Comme j'ai mal, и C'est une belle journée, и беззаботная L'amour n'est rien, и многие другие столь любимые российской публикой песни звезды – в том числе и легендарная Desenchantee. Многие отметили, что Милен в тот вечер находилась в великолепной вокальной форме, хотя и было заметно, что она поет поверх плюсовой фонограммы – впрочем, как все понимают, опять же, главная ее ценность состоит не в певческом, а в артистическом даровании.
Конечно, тема техники, космических инноваций и роботов – как нельзя более выгодна для зрелищного шоу. Декорации-трансформеры, из которых складывается все, что угодно. Совершенно потрясающий свет – разноцветные лучи, сверкающие лазеры, рассекающие темный густой воздух стадиона. Естественно, потрясающая находка с танцующими роботами: первая секция шоу символически завершилась идеально поставленным номером с их участием. Пять белых, более чем подвижных техношедевров двигались в такт музыке, вернее – электронной композиции с примесью дабстепа и всевозможных прочих радикальных направлений. Увидеть такое шоу на концерте столь мягкой, лиричной и нежной певицы, как Милен Фармер, было удивительно – несмотря на то, что сама она не раз заигрывала в своих творческих исканиях с электроникой.
Хореография и в принципе все танцевальные номера были созданы очень добротно. Танцы были вовсе не сложные, однако «химия» и в пятьдесят два года ослепительной Милен и молодыми, наполненными энергией мускулистыми танцорами пленяла – потрясающая по силе энергетика и динамика перехлестывали через край, заставляя и без того усталых зрителей двигаться еще больше. Ранние суперхиты Милен Sans contrefaçon и Je t'aime mélancolie были сопровождены продолжительными танцевальными номерами – настоящими произведениями хореографического искусства.
Говорят, что истинная певица не певица, если она не умеет исполнять баллад. Что-что, а композиций подобного плана в арсенале Фармер хватает с лихвой. То, как артистка исполняет их на концертах, стоит всех хореографических номеров и танцев от роботов. В отличие от многих своих коллег, считающих чрезмерное проявление эмоций на сцене откровенной слабостью, Милен придерживается прямо противоположного мнения: в своей искренности она доходит до слез прямо на сцене, действительно проживая, а не пропевая, свои песни раз за разом. Лаконичный аккомпанемент бессменного пианиста Милен, импозантного Ивана Кассара (Yvan Cassar) поддерживает хрустальный, дрожащий голос Милен. Волшебные Je te dis tout и в особенности Et pourtant... в середине концерта заставили многих плакать вместе с певицей.
Завершилось шоу блистательным исполнением песни A L’Ombre. Однако как не выйти на бис? Любящих поклонников Фармер порадовала напоследок англоязычной версией песни Inseparables и восхитительной Rever. Исчезла певица так же эффектно, как и появилась – в столпе белого дыма, вырвавшегося из стилизованной летающей тарелки. Неземная Милен не только на сцене, но и в жизни – этому можно поверить.

Автор: Вера Гаврилина