Триумф последнего альбома французской электронной группы Daft Punk «Random Access Memories» вновь привлек массовое внимание к этим причудливым людям в футуристических шлемах, создающих иллюзию личной анонимности, которой на деле нет.
Личность французов Томаса Бангальте и Ги-Мануэля де Омем-Кристо, отнюдь не являются секретом и поклонники группы конечно же знают, кто скрывается под причудливыми масками. Но для остального мира, это два анонима, где шлемы подчеркивают их стиль, создавая законченный имидж мастеров причудливой электронной музыки. И это желание музыкантов сохранять свою ложную анонимность находит полное понимание у публики, когда отсутствие лиц это часть стиля и имиджа. Это своего рода часть бренда Daft Punk, неотъемлемая составная часть их творчества.
Daft Punk по своему уникальная группа, которая в своем достаточно специфическом жанре, умудряется на протяжение более 15 лет демонстрировать причудливый сплав музыки для масс и нишевых реверансов любителям электронного сэмплирования.
И ведь нельзя сказать, что история группы была историей взлетов и падений. Восхождение к всемирной известности началось в 1995 году с весьма популярно композиции Da Funk и в дальнейшем представляло из себя движение прямо и вверх, когда просто хорошие синглы и альбомы выстреливали пиковыми показателями их главных хитов, которые обретали внежанровую популярность.
Начиная одними из многих, сотни и тысячи из которых сгинули в беззвестности забытые на полках личных коллекций для узкий ценителей, Daft Punk постепенно продвигались на волнах выбранного жанра из узкой речки сэмплированной электороники, в океан музыкального потребительства, где их товар оказался востребован, и из нишевого, стал мэйнстримным. В этом состоит один из главных секретов успеха Daft Punk – они не прогнулись под изменичивый мир, а начали прогибать его под себя, приучая слушателей к мысли, что их музыка, это не забава для любителей, а продукт массовый и восстребованный. Этим Daft Punk не только двигали себя, они двигали сам жанр, который в их исполнении обрел дополнительные краски получив вкрапления диско, «электроники 80х» и этот странный рвано-мелодичный стиль переливающийся словно ртуть.
И вот уже казалось бы отгремела Revolution 909 и прокатилась по танцполам One More Time, когда группа помимо причудливой музыки, получила славу признанных визионеров, что проявилось как в их клипах, так и в полнометражном аниме-фильму «Интерстелла 5555», который стал квинтэссенцией раннего творчества и их аудиовизуального подхода к музыке.
Необычный подход к выпуску клипов в рамках одного фильма с необычной и вызывающей рисовкой, мог бы тогда многим показаться творческим экспериментом и даже чудачеством. Если в начале он не имел прямо скажем всемирной популярности, то ныне это уже классическая вещь, которая является памятником электронной музыкие конца 90-х годов.
И ведь кто-то мог подумать, что как и многие другие электронные группы, Daft Punk не сможет повторить впечатляющий успех конца 90-х – начала «нулевых», но новый взлет уже готовился.

Если альбомы середины «нулевых» были скорее «просто хорошими», на уровне обычный композиций Daft Punk и соответственно коммерчески успешными, то в начале 2-го десятилетия XXI группа выстрелила двумя грандиозными хитами.


В 2010 году к довольно посредственному ремейку фильма Tron вышел записанный Daft Punk саундтрек, где композиция Derezzed стала самым настоящим бриллиантом в окружающей сюжетной посредственности. Классический электронный стиль группы вкупе с компьютерной стилистикой фильма, образовал идеальный сплав порывистой электронной динамики. Ретро мотивы, которые столь часто встречаются в творчестве Daft Punk замечательно наложились на многочисленные отсылки к стилистике 80-х и тем наивно-романтическим представлениям о виртуальной реальности в мире игровых автоматов. И ведь она там была не одна такая – ее органично дополняла электронно-брутальная End of Line и меланхоличная Son of Flynn.

Ну а окончательно на вершину группу вознес альбом «Random Access Memories», который выстрелил целой серией замечательных композиций, главной из которых была незабвенная Get Lucky собравшая авоську всевозможных премий и наград, а так же сотни каверов и пародий, став своеобразным культурным феноменом на уровне других «музыкальных наркотиков» начала XXI века.


Некоторые даже начали обвинять группу, что она стала попсовой, мол пафос дорогих «роботизированных» костюмов, приглашенные звезды вроде блеснувшего в Get Lucky Фаррелла Уильямса, да и отход от стилистики Derezzed и более раннего Robot Rock, это попытка идти на поводу у публики, которой больше хочется милого ретро с отсылками к диско 70-х и электронной музыке 80х. Но если рассматривать весь альбом как единое целом, то можно увидеть, что скажем Beyond по стилю очень похожа на творчество времен One More Time, как и меланхоличные диско-мотивы Lose Yourself to Dance.
Группа не изменяет себе и демонстрируя новые грани своего творчества, не забывает и о своих корнях, поэтому их творчество всегда узнаваемо, что создает парадоксальную ситуацию, когда формально у музыкантов нет лица, но их настоящим лицом является их музыка, по которой их знают и любят. В этом и состоит настоящее счастье для творца.
Путь Daft Punk это не революция, но неуклонная эволюция коллектива и жанра, где «безликие» французские электронщики являются неутомимыми машинами приводящими эту эволюцию в движение, как и положено человекоподобным роботам с музыкальным лицом.

Автор: Борис Рожин