Помните видео Prodigy на песню Smack My Bitch Up, недавно названное «самым провокационным клипом всех времен и народов»? А Beautiful Кристины Агилеры, в мгновение ока принесший певице статус гей-иконы? А гламурный нуар Paparazzi и Telephone от экстравагантной Леди ГаГа? Все эти видео были сняты одни человеком – шведским режиссером Йонасом Окерлундом (Jonas Åkerlund), вот уже более двадцати лет являющимся одним из самых востребованных клипмейкером планеты.



Йонас родился 10 ноября 1965 года. С музыкой его изначально связывало многое – он всегда ей интересовался, но дежурным интересом это не ограничивалось – он и сам музыкант. В 18 лет он стал членом шведской блэк-метал команды Bathory. Тем не менее, роман со сценой долго не продлился – уже через год Йонас покинул команду и отправился в свободное плавание.
Успеха он добился не на сцене, но за сценой, создавая неповторимые музыкальные видео для групп со всех уголков Земли. Первым творение режиссера стал клип на песню Bewitched шведской дум-метал группы Candlemass – сказались старые связи, заведенные еще во время его пребывания в Bathory.
Следующий клип Окерлунд снимает только в 1992 году – им становится Så Länge Det Lyser Mittemot Мари Фредрикссон (Marie Fredriksson), участницы одной из самых успешных шведских групп Roxette. Вообще, с этой командой Окерлунда связывает многое – именно этот поп-дуэт становится самым крупным его заказчиком, во многом обеспечившим ему впоследствии заказы от других групп и исполнителей и сделавших его знаменитым. Йонас стал автором аж одиннадцати их клипов (среди которых такие, как Run To You, She Doesn’t Live Here Anymore, Wish I Could Fly, The Center Of The Heart и One Wish), трех видео для Пера Гессле (Per Gessle) – второго участника Roxette, а также еще одного видео для Мари - Mellan Sommar Och Höst.




Первым по-настоящему крупным успехом становится вышеупомянутый клип группы The Prodigy - Smack My Bitch Up, снятый в 1997 году. Для того времени, да и для нашего тоже, это видео стало настоящим шоком – снятое в псевдодокументальной манере глазами главного героя видео, оно рисует перед нами привычный день наркомана со всеми его приключениями: героином, выпивкой, ночными дискотеками и продажными женщинами. Видео было запрещено к показу в дневное время практически во всех странах мира.





Наверное, после столь скандального успеха Йонасу полюбилось пугать и шокировать своего зрителя, провоцировать его чем угодно – убийствами, сексом (в том числе и однополым), скандалами на политической почве. Вспомнить хотя бы снятые им клипы My Favorite Game шведской же команды The Cardigans, откровенные Pussy и Mann Gegen Mann немецких индустриальщиков Rammstein, Wake Up Call группы Maroon 5, а также неприкрытый плевок в лицо экс-президенту США Джорджу Бушу-младшему от лица Мадонны, совершенный в клипе American Life.



С поп-королевой Окерлунда связывают исключительно теплые отношения: впервые они сотрудничали в 1998 году на съемочной площадке клипа Ray Of Light. Этот союз был более чем успешным: во-первых, был снят превосходный клип, без которого не обходится ни один список «Лучших видеоклипов всех времен и народов», а во-вторых, творение это было оценено по достоинству. Среди самых громких наград, завоеванных этим видео, - премия «Грэмми» за лучший клип года. Также для Мадонны режиссер снял видео на Music, Jump и Celebration, а также стал автором трех документальных фильмов о певице: «Я расскажу вам секрет» о ее туре 2004 года Re-Invention и двух концертных DVD – The Confessions Tour.
Но, конечно, не одними провокациями силен этот режиссер – в крайнем случае он не был бы столь успешен. Другим коньком Окерлунда являются яркие, стильные, масштабные, в мгновение ока запоминающиеся клипы, среди которых – переполненные модой и гламуром Who’s That Chick? Рианны и Дэвида Гетты, снятый в двух версиях, последний клип Britney Spears – Hold It Against Me, а также дилогия Леди ГаГа – Paparazzi и дуэт с Бейонсе Telephone. Кстати, о ГаГа – Окерлунд стал режиссером и ее нового клипа на лид-сингл с одноименного альбома Born This Way, выходящий в скором времени.





Страсть Окерлунда к красоте и гламуру в полной мере проявилась в его рекламных роликах к таким заказчикам, как Dior, Hugo Boss, Avon и Adidas. Помимо этого, он еще и успешных продюсер, являющийся автором обложек и эдиториалов для лучших глянцевых изданий мира - The Face, Elle, Flair, и V.
Тем не менее, творчество этого хулигана и провокатора не ограничивается лишь короткометражками и музыкальными видео – он снял и два полнометражных фильма. Первый, «Высший пилотаж», был выпущен в 2002 году и объединил великолепную команду актеров: Микки Рурк (Mickey Rourke), Мена Сувари (Mena Suvari), Бриттани Мерфи (Brittany Murphy) и Джейсон Шварцман (Jason Schwartzman). Картина была снята менее чем за месяц (на всю работу потребовалось всего 22 дня) и с юмором, присущим черной комедии, рассказывает о непростой жизни наркоманов. В этом фильме в эстетическом и сюжетном плане нельзя не заметить очевидные параллели со Smack My Bitch Up. Многие критики назвали его «самым диким и безбашенным фильмом года». Второй же фильм Окерлунда «Всадники» вышел в 2009 году.





Говоря о мире музыкальных видео, нельзя не переоценить влияние этого шведского режиссера. Его ругают за любовь к провокации, за чрезмерную эстетизацию, за частые самоповторы. Но разве не все это составляет его фирменный стиль, столь ценимый звездами и любимый поклонниками? Потрясающее умение всегда удивлять и неизменно присутствующий, пусть порой и скандальный, эффект неожиданности – вот главные и сильнейшие стороны этого режиссера, который, хочется надеяться, будет радовать нас новыми работами еще долгое время.