Если вы мало что умеете, но мечтаете о всенародной славе, то вы можете поступить, как древний грек Герострат, который, по легенде, сжег храм Артемиды, благодаря чему его имя осталось в веках. Если ваших умений петь, танцевать, сочинять музыку и стихи недостаточно, чтобы сразу взлететь к вершинам шоу-бизнеса, имеет смысл воспользоваться чем-то, что имеет на публику воздействие покруче, чем талант. К примеру, эпатажем. В «лихие 90-е» очень эффективным было прокричать со сцены что-нибудь, допустим, про секс (ведь в СССР секса, как известно, не было), наличие непечатных слов особенно усиливало эффект. Именно так поступило в 1991 году хип-хоп-трио «Мальчишник» — название, которое редко использовалось в СМИ без эпитета «скандальный», в своей композиции «Секс без перерыва».

До этого группа уже выпустила альбом и даже имела некоторый успех. Но настоящая любовь публики ожидала ее с приходом нового персонажа – Андрея Лысикова, больше известного по сценическому псевдониму Дельфин. Именно он направил «Мальчишник» по остроэротическому пути. Тема секса, вызвав шок у дам, пришлась по душе значительной части мужского населения России, особенно, конечно, молодежи и подросткам, став основной для трио. Сами за себя говорят названия первых двух (после прихода Дельфина) альбомов – «Поговорим о сексе» и «Мисс Большая Грудь».

Композиция «Секс без перерыва», весьма откровенно («Я видел ее ноги у него на плечах») повествующая об интимных развлечениях троих пацанов (носящих прозвища Дельфин, Ден и Мутабор – реальные, извините, члены группы) с одной шикарной девицей («Её имели все, все мои друзья»), — одна из наиболее известных и типичных характерных песен коллектива. Демонстрация клипа по Первому каналу телевидения вызвала громкий скандал, был даже уволен выпускающий редактор программы «50/50». Чтобы принять участие в телешоу «Площадка Музобоза» лихой троице пришлось в срочном порядке записывать фонограмму поскромнее: тогда они выступили с более-менее приличной песней «Танцы».




Наряду с чисто «мущинскими» вещами типа упомянутой «Секс» или, допустим, «Груди, груди», в репертуаре «Мальчишника» имелись и песни о высоких отношениях. К примеру, «Последний раз». Тут, конечно, тоже не без секса («В последний раз ты моя… ты совершенно нага…»), но зато есть трогательный, практически «девочковый» рефрен: «В последний раз слезы из глаз…»). Неужели о любви? Да, о ней. Веселый трах с крутой телкой без обязательств (но бесплатно!) – мечта мужчины любого возраста, но ведь и любви все возрасты покорны.
Для Дельфина, автора столь будоражащих текстов и фактического лидера группы, путь в шоу-бизнес начинался с танцев. Закончив школу, Лысиков поступил в радиомеханический техникум, недоучился, занялся брейк-дансом, и довольно успешно: у него имеется несколько призов и грамот с различных танцевальных фестивалей.
Первый его музыкальный проект – альтернативная рок-группа с экзотическим, особенно в плане орфографии, названием «Дубовый Гаайъ». Можно предположить, что имеется в виду украинское слово «гай»–роща. Однако никакими дубовыми рощами тут и не пахнет. Композиции «Гаая» – психоделический рок+рэп с ярким гитарным звучанием и мрачными текстами о неизбежности смерти, враждебности окружающей среды, кратковременности любви. И наркотики, наркотики… «И мне некуда идти, мне некого любить, и даже нет анаши, чтобы косяк забить!» – истерично жалуется персонаж композиции «Синяя лирика №1». И даже любовная баллада с проблесками искреннего чувства «Когда ты вернешься» заканчивается» неожиданно злым нецензурным выкриком: «Когда ты вернешься, будет все, как хочешь ты, будут смех и слезы, друзья и цветы. Ну а пока ты там с кем-то где-то е…шься. Это будет потом, когда ты вернешься!»




Группа дала всего один живой концерт, записала три студийных альбома Суицидальное диско, Stop Killing Dolphins и Синяя лирика №2. Дельфин несколько лет работал в коллективах параллельно. Остаетс я только догадываться, как ему удавалось совмещать два столь музыкально разных коллектива. Видимо, приходилось нелегко, так как в 1996 году он расстался с «ДубовымГааемъ», сосредоточившись на более популярном в то время «Мальчишнике». В прочем, его тексты становились все жестче и скандальнее, появилась ненормативная лексика, и путь трио в андеграунд был неизбежен. А в 1997 году Андрей Лысиков сделал шаг вперед, начав сольную карьеру как проект «Дельфин» (Dolphin).
К его творчеству можно относиться по-разному, но нельзя не признать, что это был путь очень большого труда и постоянного развития. От скандала и ненормативной лексики как средства привлечения внимания он не отказался, но скандалы раннего и зрелого Дельфина – это, как якобы говорят в Одессе, две большие разницы. Так, летом 1997 года во время выступления на международном байк-шоу байкеры закидали его пивными банками. Дельфин ответил симметрично – снял штаны. В том же году в прямом эфире на ТВ-6 он спел нецензурную песню «Я люблю людей», после чего его перестали приглашать на телевидение (временно). Но вот в 2006 году на премии MTV RMA он демонстрирует уже не хулиганство уровня «сам дурак», а осмысленный протест: отказавшись от обязательного исполнения песни под фонограмму, артист просто стоял на сцене и молчал во время исполнения собственной песни.
За 20 лет работы он записал 8 студийных альбомов («Не в фокусе», «Глубина резкости», «Плавники», «Ткани», «Звезда», «Юность», «Существо», «Андрей») и несколько концертных, в том числе «Я буду жить» (2000). Одноименная композиция Дельфина – неплохой пример постепенного отхода как от «Мальчишника», так и от «Дубового Гаая». Персонаж уже в меру своих умственных способностей пытается не просто послать на три буквы, а осмыслить окружающий мир и даже найти какой-то позитив: «Здесь в общем нечего делать, кроме того, что пожрать… Здесь очень хочется руки на себя наложить. Но! Я буду жить!»
Дельфин постоянно экспериментирует, придумывает что-то новое и в музыкальной сфере, и в визуальном оформлении своих шоу – использует в студийной записи многочисленные сэмплы и из мировых хитов, а на концертах – видео и танцевальные группы. Его произведения все чаще звучат на ТВ и радио, концерты проходят с при большом ажиотаже. Одним из самых коммерчески успешных стал альбом «Звезда» (2004): MTV крутило сразу несколько песен из него.В том числе печальные композиции о любви и расставании «Весна» («Мы обязательно встретимся, слышишь меня, прости.Там, куда я ухожу, весна…») и «Романс» («Скажите ей, что я ушел»). И это не просто слегка, а кардинально отличается от «ты там с кем-то где-то е…шься».
Интересно, что постепенно в творческой жизни Дельфина становится все меньше музыки и все больше поэзии. В ноябре 2014 года вышла книга его лирики (тексты песен и стихи, не ставшие песнями), причем под его настоящем именем – Андрей Лысиков. Композиции же восьмого альбома, увидевшего свет в декабре, уже трудно назвать песнями. Рэп и альтернативный рок и без того мелодиями небогаты, но здесь тексты потеряли даже свойственные этим направлениям ритм и агрессию. Получилось чтение стихов под музыкальное сопровождение и роскошный видеоряд (как в клипе «Надя») впридачу. Что характерно, называется альбом «Андрей». Однако тенденция! Чем еще удивит публику Андрей Лысиков, и останется ли он Дельфином и дальше, покажет будущее.

Автор: Елена Баркова