Правило всякого хорошего исследователя произведений искусства – не смешивать творца и творение. Круглолицый молодой человек, вприпрыжку распевающий со сцены текст типа «Ну где же вы, девчонки, короткие юбчонки», конечно, имеет все шансы показаться несерьезным. Но, как было сказано выше, не стоит смешивать.


Сергей Жуков не просто музыкант, а адекватный деловой человек, прекрасно понимающий, что и для кого он делает, а ставшая культовой в 90-е группа «Руки вверх!» – его успешный бизнес-проект. Кто-то скажет, что произведения, исполняемые этим коллективом, вряд ли подпадают под категорию «искусство», однако нельзя не признать, что «Руки вверх!» стала заметным явлением в массовой культуре. И, кстати, не только России. В 2000 году немецкая группа «АТС» выпустила синглAroundtheWorld — англоязычную кавер-версию композиции «Песенка», которая стала популярной в шести европейских странах, диск разошелся тиражом более 1 млн экземпляров. За что «Руки» получили специальную премию «AroundtheworldLa-La-La-La-La» от BMG Russia.


«Руки вверх!» традиционно связывают в первую очередь с именем солиста и «лица» группы Сергея Жукова, но начинал и развивал проект он с Алексеем Потехиным. Ребята – типичные «понаехавшие»в «нерезиновую». Познакомились на радио «Европа-плюс» в Самаре в 1993 году, где вели свои программы. Организовали группу «Дядюшка Рэй и компания», много работали, экспериментировали со стилями, правда, не особенно успешно.

Название «Руки вверх!» появилось через два года, в 1995-м, уже в Москве, под крылом независимого продюсера Андрея Маликова. Именно эту дату можно считать официальным моментом рождения (так что, как видим, 2015 год для бренда юбилейный, двадцатый). Количество работы перешло в качество, и успех записанных в том же году первых композиций «Рук» –«Малыш» и «Студент» –был громким в прямом смысле: эти звуки в 90-е годы неслись, как говорится, «из каждого утюга». В течение нескольких месяцев эти песни держались в десятке лучших в хит-параде «Русская горка» на «Русском радио». Тогда же был записан и первый альбом «Дышите равномерно», куда они вошли. Всего за двадцать лет музыканты выпустили 14 официальных и около десятка неофициальных альбомов.

Первые несколько лет существования популярность группы «Руки вверх!» была действительно ошеломляющей. Она стала культовым попсовым коллективом 90-х. Ребята записывали по 2-3 альбома ежегодно, снимали клипы на свои песни, заводили публику на живых концертных площадках (чему в немалой степени способствовала танцевальная группа StreetJazz). Собственно, и само название родилось из популярных в те годы диджейских призывов к беснующейся на танцполе молодежи. 


Слабый вокал, незатейливая музыка, примитивные тексты («Крошка моя, я по тебе скучаю, я от тебя письма не получаю. Ты далеко и даже не скучала, но я вернусь, вернусь, чтобы ты узнала…», или, к примеру вызвавшее массу острот и пародий «…и целуй меня везде, 18 мне уже» у более-менее мыслящей публики)… Но секрет успеха, похоже, в стопроцентном попадании в целевую аудиторию. «Руки вверх!» – это более лихой, как и сами 90-е, вариант «Ласкового мая». Невзыскательная часть подростков этих лет особенно нуждалась в том, чтобы кумиры доступно, на их языке, причем желательно в танцевальной форме, растолковали, что происходит у них в головах и как называется то, что они чувствуют. У Сергея Жукова это получилось.
Ближе к концу 90-х года группу «Руки вверх!» стали замечать не только потребители конечного продукта, но и музыкальные критики и функционеры. За пять лет артисты получили массу различных номинаций, званий, призов и наград.

Только в одном 1998-м – шесть серебряных медалей, три золотых и один платиновый диск за огромное количество проданных копий. В 1999-м группа стала обладателем трех дипломов второй ежегодной премии российской индустрии звукозаписи (номинации «Российский радиохит» – композиция «Крошка моя», «Альбом года» – «Сделай погромче», «Исполнитель года» – Сергей Жуков). На счету у группы 5 статуэток премии «Золотой граммофон», 4 диплома «Песня года» (в оба эти списка попали всенародно любимые «Крошка моя», «Прости», «Он тебя целует»). Еще один приз ребята получили от «Love-радио» за композицию «Доброй, нежной, ласковой» как за лучшую песню о любви. В 2002-м их номинировали в области лучшей русской музыки, наиболее часто заказываемой на радио , а в 2003-м на «Муз-ТВ» назвали группу лучшим танцевальным проектом десятилетия.


Итак, успех был налицо, но Сергею Жукову всегда хотелось чего-то еще. Уже в золотые годы «Рук» он начал заниматься другими продюсерскими проектами («Турбомода», Revolvers 45, певица Акула – Оксана Почепа и другие), а в 2002 году начал сольную карьеру, так сказать, при живом своем коллективе. Процесс неминуемо пошел на спад. В 2005 году группа записала последний альбом под не совсем уже характерным для себя агрессивным названиемFuc*in’ Rock’n’Roll, а в 2006 году с расставанием Жукова и Потехина фактически распалась. Хотя бренд Сергей оставил за собой, и в дальнейшем использовал его для выступлений, хотя и не очень активных, и не писал ничего нового. Свою энергию он направил в бизнес. Вот некоторые его успешные проекты: он владелец компании «ПРО Веб» (сайт легального прослушивания музыки mp3.ru), генеральный директор российского звукозаписывающего лейбла REAL Records, основатель компании по разработке и изданию игр IT Territory, основатель социального сервиса «Тут найдут» для поиска недвижимости без посредников. 


Жуков не был бы удачливым бизнесменом, если бы не использовал возникший несколько лет назад тренд в шоу-бизнесе – интерес к музыке 80-х-90-х годов. Он активизировал выступления группы «Руки вверх!», в 2012 году после семилетнего перерыва записал новый альбом «Открой мне дверь», и теперь у него довольно активный гастрольный график. Будучи в том же тренде, Сергей открыл сеть баров в стиле 90-х – «Руки Вверх бар». Во что еще выльется неуемная энергия и деловая расчетливость Сергея, покажет время. Во всяком случае, рук он явно не опускает.

Автор: Елена Баркова