«Аквариум» –  музыкальный наркотик, помогающий выжить
В 2012 году группа Аквариум будет отмечать очередной юбилей – 40 лет со дня основания, которое ведёт отсчёт с того момента, когда девятнадцатилетний студент Боря Гребенщиков, возвратившись из Крыма, впервые собрал небольшую команду единомышленников, которые стали играть рок-н-ролл в собственной интерпретации. И хотя отмечать 40-летие в нашем народе считается нехорошей приметой, это совсем не тот случай – Гребенщиков и К° давно уже сами создают приметы и формируют традиции, так что, думается, этому юбилею быть.

Сегодня многие музыканты, настоящие и бывшие участники этого легендарного проекта уже не нуждаются в представлении – более того, большинство соратников БГ по борьбе за музыкальное культурное наследие, которое создавалось на гребне «Красной волны» сегодня сами стали легендами отечественного рок-н-ролла. С тех пор о феноменальной популярности и трансцендентальной сущности «Аквариума» писали, говорили, показывали фильмы бессчетное количество раз, поэтому в данной небольшой статье хотелось бы затронуть мало освещённый аспект, а именно - метафизическую ценность творчества этого коллектива и, в частности, Гребенщикова, как жизнеутверждающей философии, спасающей души заблудших и отчаявшихся.




Для понимания сути поднимаемого вопроса необходимо сделать небольшое отступление, которое позволит создать некий фон всему нижеизложенному. Сегодня мы действительно живём в ультра хаотическом потоке информации, который в большинстве случаев не позволяет простому человеку осознать себя в суете и многообразии жизни. Если раньше люди смогли «останавливать время», отстраняясь от внешней жизни путём чтения книг или прослушивания некоего музыкального ряда, то сегодня и в предлагаемых книгах и в звучащих отовсюду песнях сквозят одни и те же информационные посылы – делать деньги, быть лучше других, растворятся без остатка в сексуальном порыве. И дело даже не в моральных принципах – современный человек просто не может ни на чём «отдохнуть душой», восхититься гармонией окружающего мира, понять свою роль в быстротечности явления, а подобные вещи необходимы для нормального развития индивидуума.

Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что целительный дух песен группы «Аквариум» снизошёл на остатки многострадальной русской духовности именно в качестве противовеса разрушающей силе масс-медиа 21 века. Эта чарующая и, безусловно, позитивная аура постепенно захватывала людей, жаждущих не просто отдыха в звуковой и смысловой гармонии, а неких небольших внутренних озарений, которые дарует настоящая музыка. И если поначалу «Аквариум» ценился поклонниками исключительно как мощный и бескомпромиссный представитель андеграунда, то впоследствии, по окончании перестройки, развилась тенденция «переоценки ценностей», которую Борис Гребенщиков тонко прочувствовал со свойственной ему жизненной прозорливостью. И он сразу предложил своей разновозрастной аудитории, которая к тому времени полностью сформировалась, действительно новые песни, основанные на современных понятиях, с введением в текстовую канву смысловых «гиперссылок», изящно уводящих внимательного слушателя по тропам личного мировосприятия. Другими словами, большинство фраз в новых песнях, рождение которых можно условно обозначит выходом в 1997 году альбома «Лилит», имеют свойство трансцендентального «прихода», поддавшись которому можно без труда забрести в дебри собственного подсознания. Более того, человеку, регулярно, «употребляющего» Гребенщикова, остальные отечественные группы, играющие с разным успехом рок-н-ролл, блюз, регги или кантри, кажутся поверхностными и даже примитивными, несмотря на соответствующие таланты и авторитеты.




И, что самое интересное – этот метафизический словесный приём невозможен ни в какой другой культуре, кроме как в русскоязычном стихосложении, что было доказано многочисленными неудачными попытками БГ «подсадить» на своё творчество англоговорящее сообщество. Причём профессиональное музыкальное обрамление, которым «Аквариум» владеет в совершенстве, всё-таки всегда уходит на второй план –хорошо играть могут многие, а вот для создания ёмких многосмысловых фраз-«гиперссылок» требуется действительно божий дар.

Действие аквариумного музыкального наркотика очень избирательно – без наличия определённого интеллекта и философских жизненных ценностей подобное музыкально-текстовое варево зачастую кажется хаотичным набором фраз. Такая избирательность формирует некое устойчивое комьюнити, в которое входят не просто поклонники БГ и компании, а люди, которые реально не мыслят, как бы они жили и выживали без этих песен в унылые 80-е, лихие 90-е и попсовые 2000-е.




К счастью, буддистко-христианско-мусульманский дилер Борис Гребенщиков и сегодня продолжает торговать в розницу и оптом «музыкальными наркотиками» высшего сорта, которые не уводят от действительности, а, очаровывая ароматом тонкого юмора, примиряют практически с любой жизненной ситуацией. Такое явление вполне естественно не может не вызывать восхищение и даже суеверное поклонение, которое временами даже переходит разумные пределы. Конечно, БГ – это не Бог, не Святой и не Мессия, однако перефразируя известную фразу из «Барона Мюнхгаузена» что-то героическое в нём, безусловно, есть. И хотя давно уже известно, что сама личность, привносящая в этот мир светлые духовные радости, не имеет по большому счёту отношения к своему дару, многолетняя неустанная работа Бориса Гребенщикова, которая помогает жить и понимать, зачем ты живёшь, заслуживает самых тёплых слов и, конечно же, искренней благодарности. 

Голиков Олег Игоревич. Крымский писатель.

Источник: https://radiopotok.ru/music_review/429/