Предпоследний альбом Бейонсе (Beyonce) стал настоящим освобождением. Всем известно, что в жизни певица – очень застенчивый и скромный человек, а страстная и темпераментная исполнительница, покоряющая мужчин и вызывающая зависть женщин – всего лишь сценический образ. Бейонсе даже придумала ей имя – Саша Фирс (Sasha Fierce) и назвала именем двойника.
В той пластинке было все: и романтичные баллады, и классические поп-песни, идеально подходящие для радио, и танцевальные мегахиты, и клубные гимны, и несмотря на это пластинка получилась удивительно цельной. Записать такой альбом стоит немалых усилий как от самого артиста, так и от продюсеров. Соответственно, всех терзал вопрос: каким же будет следующий альбом певицы? Сможет ли она выдать такую же великолепную запись или все силы ушли на I Am... Sasha Fierce?
К тому же в жизни певицы началась темная полоса. Сначала – увольнение собственного отца с поста менеджера. Мэттью Ноулз (Matthew Knowels) был рядом с дочерью с самого начала ее карьеры – еще со времени Destiny’s Child. Далее – бесчисленные иски от авторов, заявлявших, что Мэттью с дочерью либо просто подчистую копировали их песни, забывая об авторских правах, либо выкупали права, чтобы вместо имен истинных авторов появилось имя Бейонсе.
Музыкальная составляющая первого сингла с 4 – Who Run The World (Girls) – в точности повторяет клубный хит электронного дуэта Major Lazer под названием Pon De Floor. Меломаны сразу же распознали это, хотя теперь уже сложно сказать, повлияло ли это на продвижение песни в чартах – первый сингл действительно провалился. Далее шли бесчисленные переносы премьеры видеоклипа. Последняя капля – альбом просочился в Интернет за три недели до официальной премьеры.




Пластинка по треклисту вышла довольно компактной – в альбом вошли только 12 песен. Для сравнения: Кристина Агилера (Christina Aguilera) за перерыв в четыре года записала 23 песни (учитывая то, что за этот период певица стала матерью – это более чем обширная работа), Леди ГаГа (Lady GaGa) меньше чем за год – 22. Многие журналисты предсказывали, что пластинка не будет сильной: мол, эта певица выпускает стоящие вещи через альбом. Такое суждение несправедливо: может, B-Day и проигрывает дебютному диску и третьему альбому, но эта запись по-своему безупречна.
4 же действительно понравится только преданным поклонникам Бейонсе или просто любителям спокойных, тягучих баллад. Если вы ждете от певицы зажигательных хитов типа Single Ladies (Put a Ring On It) или самоуверенной Diva, то лучше отложите пластинку в сторону. Единственный по-настоящему танцевальный трек на диске – тот самый Who Run The World (Girls). Причем эта песня завершающая: альбом начинается с баллады 1+1, к которой нельзя придраться по качеству исполнения, но которую откровенно скучно слушать, даже обращая внимание на невероятно трогательный текст.



Второй трек диска I Care пусть и также является балладой, но это песня уже другого уровня – одна из самых удачных на альбоме. Она более масштабна, аранжировки придают музыке ту самую глубину, которая подходит голосу Бейонсе. По ритмической составляющей и смыслу слов композиция напоминает Broken-Hearted Girl, но это явный плюс: подобные песни – конек певицы, и в их исполнении воистину раскрывается ее вокальный талант.
Подобными песнями наполнена вся пластинка: это прекрасно сделанные, написанные треки, с неплохими аранжировками. Вокал не вызывает никаких замечаний – все знают, что Бейонсе – обладательница одного из самых шикарных голосов на сегодняшней сцене. Но при первом же прослушивании треки сливаются и мало чем отличаются друг от друга.



Небольшая надежда на танцевальный хит возникает при виде названия трека Party, в создании которого приняли участие давний друг певицы Канье Уэст (Kanye West) (с ним Бейонсе работала над своим хитом 2009 года Ego) и участник Outkast Андре 3000 (Andre 3000). Но самое начало трека заставляет нас забыть об этой надежде: трек такой же медленно-тягучий, как и остальные композиции на диске.
Возможно, столь «балладная» направленность диска объясняется именами продюсеров, участвовавших в его создании. Среди них: Бэбифэйс (Babyface), ставший уже классиком ритм-энд-блюза в современном его понимании, бесчисленная номинантка на премии самого высокого ранга в области музыка Диана Уоррен (Diane Warren), автор самых проигрываемых в радиоистории песен Райан Теддер (Ryan Tedder), написавший ее хит Halo. В любом случае, несколько ритмичных танцевальных песен вовсе бы не повредили пластинке, а наоборот – уместно бы разбавили ее и сделали только лучше.
Впрочем, дуэт Дианы Уоррен и Райана Теддера создал для Бейонсе ту песню, за которую можно простить ей все остальные. Речь идет о I Was Here – бесспорно, сильнейшая песня на альбоме. Песня повествует о воспоминаниях и о том, что каждый человек хочет оставить свой след на Земле, прежде чем уйти навсегда. Потрясающе глубокая и с первого же раза цепляющая песня – безусловный шедевр не только 4, но и всего творчества Бейонсе.




В принципе назвать четвертый студийный альбом звезды полным провалом нельзя. Это диск на любителя и просто хорошая, качественно сделанная запись, идеально подходящая для романтичного летнего вечера. А что касается зажигательных хитов а-ля Sweet Dreams – что ж, подождем диска под номером 5.


Вера Гаврилина