Танго: музыка страсти

Два силуэта в полумраке зала. «Не надо, не включайте свет. Ни о чем не говорите, ни о чем не думайте. Не двигайтесь, пока не почувствуете, что надо делать…» Ладонь женщины еле ощутимо касается плеча мужчины…

Richard Gere and Jennifer Lopez Tango scene in Shall We Dance

True Lies - Tango

Antonio Banderas - Take the Lead - Tango scene

TANGO FIRE - La Cumparsita

Los Guardiola: "El Choclo"

Anderson

El Tango De Roxanne- Moulin Rouge

Танго из фильма "Запах женщины", Аль Пачино.

Аккорд – удар сердца – поворот головы – щека к щеке – длинный скользящий шаг по паркету.

Еще аккорд – и будто проскочила искра – сердца двоих учащенно бьются в ритме танго – пальцы рук сплелись, их не разжать вовек – вихрь вращения взметнул легкую ткань – бедро к бедру, глаза в глаза, и в глазах огонь…
Приветливая улыбка: «Завтра будьте именно таким. Вот так и надо будет завтра танцевать!»
Так это был просто танец? Медленно выдохнуть, улыбнуться в ответ. Полшага назад, поклон. «Благодарю за урок».

Знаменитая сцена из кинофильма «Давайте потанцуем» в исполнении Дженифер Лопес и Ричарда Гира – это просто урок танго, последняя репетиция перед конкурсом. Героиня Дженифер Лопес оказалась на редкость талантливым учителем. Она сумела преподать своему ученику самую суть этого танца: только в страсти и огне рождается танго.

В кадре звучит композиция «Santa Maria (del Buen Ayre)», записанная французским ансамблем Gotan Project. Мелодия «Santa Maria» построена на знойных интонациях, характерных для старого классического танго, но современный ритмический рисунок и электронные звуковые эффекты становятся связующим эвеном между веком прошлым и веком нынешним. Текста в композиции почти нет – да и к чему слова, если сама музыка говорит на языке чувств.

Еще одна пара из популярного американского комедийного фильма «Правдивая ложь» никак не может устоять перед обаянием танго.

Саундтреком к этому эпизоду послужила не современная мелодия, а песня-танго «Por Una Cabeza», написанная аргентинцем Карлосом Гарделем еще в 1935 году. Впрочем, назвать ее несовременной было бы несправедливо. Кинематографисты (и даже мультипликаторы!) с успехом использовали мелодию этого танго и в двадцатом, и в двадцать первом веке. «Por Una Cabeza» – одна из множества композиций-танго, сочиненных Карлосом Гарделем. В память об этом замечательном музыканте дату его рождения – 11 декабря – в наши дни отмечают как Международный день танго.

Мастера советского кино тоже украшали свои фильмы «музыкой страсти», однако в них танго служило приметой ушедшей эпохи и очень часто несло на себе ироническую печать «пережитка прошлого». Вспомним, к примеру, культовый телесериал «Место встречи изменить нельзя» (сюжет разворачивается в первые послевоенные годы): в эпизоде поимки главаря бандитов Фокса ресторанный оркестр исполняет танго «Jalousie» («Ревность») датчанина Жакоба Гаде, сочиненное еще в 20-х годах.


Кстати, песни Остапа Бендера к кинофильму «12 стульев» (время действия – период НЭПа) были написаны композитором Геннадием Гладковым явно «по мотивам» Гаде. Из-за схожести мелодий случались даже недоразумения: многие бдительные зрители, выискивавшие «киноляпы» в популярных фильмах, решили, что Фокса доблестная советская милиция ловила под звуки песен из «12 стульев».

В блистательном исполнении Андрея Миронова песни-танго получились страстными до «жестокости», но в то же время ироничными до гротеска.
И еще одно «жестокое» чувственное танго неизменно вспоминается, когда речь заходит о музыке кинематографа советской эпохи: песня «Помоги мне» (композитор Александр Зацепин) из кинокартины «Бриллиантовая рука».

Постепенно танго в СССР теряло популярность: неуместной стала казаться экспрессия, странными и вычурными движения. Советские киногерои, распевающие или танцующие танго, были яркими, но чаще всего отрицательными персонажами.
Между тем, была одна мелодия, которую знали и любили все: знаменитая «Кумпарсита». Новая волна всенародной любви поднялась после того, как «Кумпарситу» станцевали на льду чемпионы мира по фигурному катанию Людмила Пахомов и Александр Горшков. Видеозаписи, дошедшие до нас, к сожалению, не передают всей выразительности их танца.

«Кумпарсита» была написана около века назад, и с тех пор она приобрела статус эталона классического танго. Эта музыка звучит в больших танцевальных залах и под сводами дворцов спорта, ее играют в музыкальных школах и ставят в качестве рингтонов на мобильные телефоны. Мелодия «Кумпарситы» давно стала народной, причем не в одной какой-то стране, а во всем мире. Однако автор у нее есть, и мы обязательно его вспомним: это Матос Родригес из Уругвая.

Если говорить о старых танго, нельзя не упомянуть мелодию, сочиненную аргентинским музыкантом Анжело Виллолдо еще в 1903 году. Это композиция под названием «El Choclo», что в переводе означает «Кукурузный початок». Исследователи предполагают, что в названии содержится некий намек на фаллический символ. Ну что ж, это вполне вероятно, тем более что на границе 19-20 веков танго еще не приобрело статус салонного танца – тогда его танцевали в кабачках и домах терпимости, и тексты песен не отличались особой деликатностью.

В наше время старинные танго исполняются преимущественно инструментальными составами, без вокала, так что от старого текста в памяти слушателей осталось только название «El Choclo». Тем не менее, некоторая игривость в названии композиции присутствует, поэтому не удивительно, что именно ее выбрал для музыкального сопровождения комической сценки Театр танго (TangoTeatro). Это эпизод из шоу «Однажды было танго».
Сюжет миниатюры прост: девушка-туристка из Италии попадает на мировой чемпионат по танго в Буэнос-Айресе. Там она случайно знакомится с одним из экс-чемпионов и просит у него всего лишь одни танец. В сценке блестяще обыграны сложные фигуры и шаги танца, а также момент соревнования, борьба за лидерство между партнером и партнершей. В их объятиях два мира и две эпохи противостоят друг другу.

Современное танго сохранило чувственное обаяние и выразительность своего классического предшественника, но вместе с тем приобрело и новые черты: острый ритм, диссонантные созвучия, динамизм развития. Особенно заметна эволюция танго в сочинениях Астора Пьяццоллы. Его сверхпопулярное произведение «Либертанго» играют гитаристы, аккордеонисты (кстати, очень искусно и артистично исполняет многие вещи Пьяццоллы наш Петр Дранга), пианисты, скрипачи, небольшие музыкальные коллективы и огромные оркестры.

Фортепианный дуэт Greg Anderson & Elizabeth Joy Roe исполняет «Либертанго», используя приемы театрализованного представления.
Все начинается с того, что девушка стоит у рояля, откровенно скучая. Ее роль скромна – в то время, когда будет играть пианист, прикрывать ладошками небольшие группы струн, чтобы они издавали сухой приглушенный звук. По мере того, как музыка развивается и насыщается эмоциями, юноша и девушка проникаются романтическими чувствами друг к другу, и к завершению пьесы на клавиатуре в страстном танце движутся две пары рук.

И в заключение – еще одна сцена из кинофильма. «Держи ритм» – так учит подростков, желающих освоить простые движениям уличных танцев, герой Антонио Бандероса. Но ему хочется приобщить ребят к настоящему танцевальному искусству. Композицию Elias Randall «Así Se Baila El Tango» исполняет Вероника Вердьер.


До тех пор, пока люди будут чувствовать, любить и ревновать, страдать и восхищаться, будет жить и танец страсти танго. А это значит, что впереди у танго – вечность.

Галина Протопопова

Источник: https://radiopotok.ru/music_review/449

37 534 просмотра