Танго: музыка страсти
Два силуэта в полумраке зала.
«Не надо, не включайте свет. Ни о чем не говорите, ни о чем не думайте. Не двигайтесь, пока не почувствуете, что надо делать…»
Ладонь женщины еле ощутимо касается плеча мужчины…
Аккорд – удар сердца – поворот головы – щека к щеке – длинный скользящий шаг по паркету.
Еще аккорд – и будто проскочила искра – сердца двоих учащенно бьются в ритме танго – пальцы рук сплелись, их не разжать вовек – вихрь вращения взметнул легкую ткань – бедро к бедру, глаза в глаза, и в глазах огонь…
Приветливая улыбка: «Завтра будьте именно таким. Вот так и надо будет завтра танцевать!»
Так это был просто танец? Медленно выдохнуть, улыбнуться в ответ. Полшага назад, поклон. «Благодарю за урок».


Знаменитая сцена из кинофильма «Давайте потанцуем» в исполнении Дженифер Лопес и Ричарда Гира – это просто урок танго, последняя репетиция перед конкурсом. Героиня Дженифер Лопес оказалась на редкость талантливым учителем. Она сумела преподать своему ученику самую суть этого танца: только в страсти и огне рождается танго.

В кадре звучит композиция «Santa Maria (del Buen Ayre)», записанная французским ансамблем Gotan Project. Мелодия «Santa Maria» построена на знойных интонациях, характерных для старого классического танго, но современный ритмический рисунок и электронные звуковые эффекты становятся связующим эвеном между веком прошлым и веком нынешним. Текста в композиции почти нет – да и к чему слова, если сама музыка говорит на языке чувств.

Еще одна пара из популярного американского комедийного фильма «Правдивая ложь» никак не может устоять перед обаянием танго.


Саундтреком к этому эпизоду послужила не современная мелодия, а песня-танго «Por Una Cabeza», написанная аргентинцем Карлосом Гарделем еще в 1935 году. Впрочем, назвать ее несовременной было бы несправедливо. Кинематографисты (и даже мультипликаторы!) с успехом использовали мелодию этого танго и в двадцатом, и в двадцать первом веке. «Por Una Cabeza» – одна из множества композиций-танго, сочиненных Карлосом Гарделем. В память об этом замечательном музыканте дату его рождения – 11 декабря – в наши дни отмечают как Международный день танго.

Мастера советского кино тоже украшали свои фильмы «музыкой страсти», однако в них танго служило приметой ушедшей эпохи и очень часто несло на себе ироническую печать «пережитка прошлого». Вспомним, к примеру, культовый телесериал «Место встречи изменить нельзя» (сюжет разворачивается в первые послевоенные годы): в эпизоде поимки главаря бандитов Фокса ресторанный оркестр исполняет танго «Jalousie» («Ревность») датчанина Жакоба Гаде, сочиненное еще в 20-х годах.


Кстати, песни Остапа Бендера к кинофильму «12 стульев» (время действия – период НЭПа) были написаны композитором Геннадием Гладковым явно «по мотивам» Гаде. Из-за схожести мелодий случались даже недоразумения: многие бдительные зрители, выискивавшие «киноляпы» в популярных фильмах, решили, что Фокса доблестная советская милиция ловила под звуки песен из «12 стульев».
В блистательном исполнении Андрея Миронова песни-танго получились страстными до «жестокости», но в то же время ироничными до гротеска.
И еще одно «жестокое» чувственное танго неизменно вспоминается, когда речь заходит о музыке кинематографа советской эпохи: песня «Помоги мне» (композитор Александр Зацепин) из кинокартины «Бриллиантовая рука».

Постепенно танго в СССР теряло популярность: неуместной стала казаться экспрессия, странными и вычурными движения. Советские киногерои, распевающие или танцующие танго, были яркими, но чаще всего отрицательными персонажами.
Между тем, была одна мелодия, которую знали и любили все: знаменитая «Кумпарсита». Новая волна всенародной любви поднялась после того, как «Кумпарситу» станцевали на льду чемпионы мира по фигурному катанию Людмила Пахомов и Александр Горшков. Видеозаписи, дошедшие до нас, к сожалению, не передают всей выразительности их танца.

«Кумпарсита» была написана около века назад, и с тех пор она приобрела статус эталона классического танго. Эта музыка звучит в больших танцевальных залах и под сводами дворцов спорта, ее играют в музыкальных школах и ставят в качестве рингтонов на мобильные телефоны. Мелодия «Кумпарситы» давно стала народной, причем не в одной какой-то стране, а во всем мире. Однако автор у нее есть, и мы обязательно его вспомним: это Матос Родригес из Уругвая.


Если говорить о старых танго, нельзя не упомянуть мелодию, сочиненную аргентинским музыкантом Анжело Виллолдо еще в 1903 году. Это композиция под названием «El Choclo», что в переводе означает «Кукурузный початок». Исследователи предполагают, что в названии содержится некий намек на фаллический символ. Ну что ж, это вполне вероятно, тем более что на границе 19-20 веков танго еще не приобрело статус салонного танца – тогда его танцевали в кабачках и домах терпимости, и тексты песен не отличались особой деликатностью.

В наше время старинные танго исполняются преимущественно инструментальными составами, без вокала, так что от старого текста в памяти слушателей осталось только название «El Choclo». Тем не менее, некоторая игривость в названии композиции присутствует, поэтому не удивительно, что именно ее выбрал для музыкального сопровождения комической сценки Театр танго (TangoTeatro). Это эпизод из шоу «Однажды было танго».
Сюжет миниатюры прост: девушка-туристка из Италии попадает на мировой чемпионат по танго в Буэнос-Айресе. Там она случайно знакомится с одним из экс-чемпионов и просит у него всего лишь одни танец. В сценке блестяще обыграны сложные фигуры и шаги танца, а также момент соревнования, борьба за лидерство между партнером и партнершей. В их объятиях два мира и две эпохи противостоят друг другу.


Современное танго сохранило чувственное обаяние и выразительность своего классического предшественника, но вместе с тем приобрело и новые черты: острый ритм, диссонантные созвучия, динамизм развития. Особенно заметна эволюция танго в сочинениях Астора Пьяццоллы. Его сверхпопулярное произведение «Либертанго» играют гитаристы, аккордеонисты (кстати, очень искусно и артистично исполняет многие вещи Пьяццоллы наш Петр Дранга), пианисты, скрипачи, небольшие музыкальные коллективы и огромные оркестры.

Фортепианный дуэт Greg Anderson & Elizabeth Joy Roe исполняет «Либертанго», используя приемы театрализованного представления.
Все начинается с того, что девушка стоит у рояля, откровенно скучая. Ее роль скромна – в то время, когда будет играть пианист, прикрывать ладошками небольшие группы струн, чтобы они издавали сухой приглушенный звук. По мере того, как музыка развивается и насыщается эмоциями, юноша и девушка проникаются романтическими чувствами друг к другу, и к завершению пьесы на клавиатуре в страстном танце движутся две пары рук.


И в заключение – еще одна сцена из кинофильма. «Держи ритм» – так учит подростков, желающих освоить простые движениям уличных танцев, герой Антонио Бандероса. Но ему хочется приобщить ребят к настоящему танцевальному искусству. Композицию Elias Randall «Así Se Baila El Tango» исполняет Вероника Вердьер.



До тех пор, пока люди будут чувствовать, любить и ревновать, страдать и восхищаться, будет жить и танец страсти танго. А это значит, что впереди у танго – вечность.

В нашей группе Вконтакте есть подборка 20 лучших танго в разделе аудиозаписи.

Галина Протопопова

Источник: https://radiopotok.ru/music_review/449/