Игги Поп (Iggy Pop) – голос как оружие
Если Вы представите себе список лучших голосов мира, то имя Игги Попа Вы вряд ли поставите на первое место. А вот в список лучших артистов – бесспорно. Крестный отец панка положил начало «нырянию» в аудиторию: он исчезал в толпе возбужденных зрителей, а затем появлялся над их головами – его несли на руках.

Он бы с легкостью вошел в список рок-н-ролльных икон. Его песни, которые он записывал в 1960-х и 70-х годах с группой The Stooges, принесли в музыку ту грубую простоту, которая много лет назад разожгла панк-революцию. Но Игги Поп, да в списке лучших голосов мира? Тем не менее, он здесь. Довольно неожиданно для человека, которых на дебютном альбоме едва попадал в ноты.

Но если говорить о слове «голос» в его широчайшем значении – в том значении, когда человек общается с аудиторией, чтобы донести до нее какую-либо идею – то тут Игги Поп, как говорится, в теме. Он доказал, что голосу не обязательно очаровывать или соблазнять. Голос может провоцировать, а песня может быть оружием.

Лучший пример из серии «Игги на войне» придет не из студии. Вы можете услышать его на концертном альбоме Metallic K.O. Это было последнее выступление The Stooges, прошедшее в старом разваливающемся театре в Детройте в 1974 году. На записи слышно, как группа перестает играть, а затем вы слышите громкий шум. Бутылки и банки летят в сцену, и тогда Игги начинает насмехаться над публикой: «Идиоты! Вы можете швырять в меня что угодно, но ваши девушки будут продолжать сходить по мне с ума!».

Сегодня, расслабляясь в скромном бунгало где-нибудь в Майами, Игги Поп практически ничего не помнит с того концерта – он случился в период его пагубного пристрастия к тяжелым наркотикам.

«Это как небольшой фильм, который я проигрываю в своей голове», говорит он. «Я помню, как от зрителей в сцену летели какие-то предметы. Это была большая, шумная ночь. Дикий Запад».

За ночь до этого концерта певца избили байкеры, а в ночь концерта он осмелился позвать их обратно. На той записи слышно, как бьется стекло и Игги призывает толпу продолжать закидывать группу. Лампочки, кубики льда, яйца, монеты – все летит на сцену.

«Этот как раз тот самый случай, когда с группой происходит как раз то, о чем они и писали в своих песнях – падение в ад», говорит Пол Тринка (Paul Trynka), написавший биографию рок-звезды под названием «Игги Поп: открытый и истекающий кровью» (Iggy Pop: Open Up and Bleed). «Этот тот самый звук, когда группу пинают и заставляют замолчать. Изумительный спектакль».

На том концерте Вы слышите, как Игги начинает петь свои собственные песни, а дальше исполняет особенно похабную версию песни Louie Louie. Он покидает сцену, высказав последнее оскорбление: «Вы почти убили меня, но все-таки промахнулись. Попробуйте на следующей неделе».

Но история The Stooges была окончена. Группа распалась за два года до того, как панк стал популярным. Их творчество боготворили участники таких команд, как The Sex Pistols, The Clash и The Ramones, так что стиль Игги и его манеру исполнения они популяризировали через всю панк, нью-вэйв и даже грандж на протяжении 20 лет. Позже, сам Курт Кобейн (Kurt Cobain) назовет альбом The Stooges под названием Raw Power своим любимым диском.

Игги Поп превратил провоцирование зрителей в весьма привлекательное и захватывающее искусство. Более чем удивительным кажется тот факт, что Игги находил вдохновение в творчестве Фрэнка Синатры (Frank Sinatra).

«Никогда не забуду, как сидел на заднем сидение родительского «Кадиллака», а мой отец слушал песни Синатры и пел вместе с ним», вспоминает певец.

Он родился в городе Ипсиланти, штат Мичиган, под именем Джеймс Остерберг-младший. Сейчас он говорит, что услышав песни Синатры, подумал: «Черт, а я тоже так хочу!».

Он не хотел имитировать тон Синатры. Его привлекли самобытность, узнаваемость, характер его голоса. И когда Игги с друзьями организовал рок-группу, то просто хотел звучать по-другому.

«Люди обожают повально увлекаться чем-то, и в то время таким вот повальным увлечением, распространенным среди всяких молокососов, стала музыка – отращивание волос и убого перепевать традиционный американский блюз», рассказывает Поп. «Надо было знать, чего НЕ делать. Музыке было пора подняться и начать быть оригинальной».

Когда The Stooges выпустили свой первый альбом в 1969 году, они вернули рок на круги своя: пара нот, несколько аккордов – вот и готово.

Игги признается, что на самом деле занялся музыкой от обыкновенной подростковой местечковой скуки. Он пел о том, как вокруг «совсем нет веселья и нечем заняться».

Биограф певца Пол Тринка говорит о том, что готовность группы звучать по-дурацки как раз и привлекла к ней внимание: «Прямо сказать «Мне скучно, я несчастлив, и я ничего не могу с этим поделать» - такого никто до них не делал. Это был знак. Это была веха. Это было начало того, о чем пелось в следующие 20-30 лет».

Самого Игги не сильно-то привлекал панк-рок. После распада The Stooges, он исчез из музыки на пару лет, а затем поехал с самими Дэвидом Боуи (David Bowie) в Берлин для того, чтобы подняться на следующую ступень развития своего голоса. Им стал глубокий баритон, который Вы слышите на его сольных альбомах The Idiot и Lust for Life. Потом его привлекли ска и нью-вейв, и только в 2009 году Игги стал готов к тому, чтобы в полной мере подражать своему кумиру Синатре – совместно с композитором Гораном Бреговичем (Goran Bregovic) он выпустил романтичный, заполненный мелодикой альбом.

Игги Поп все еще на коне. Этим летом вместе с экс-участниками оригинального состава The Stooges он объездил с туром весь мир. Он до сих пор кидается в толпу. В свои 62 года певец говорит, что его голос стал еще сильнее, но признает, что что-то в нем пропало.

«То, что вы никогда не сможете потерять, - это характер, харизма голоса», говорит он. «Во мне до сих пор живет ребенок. Но когда этот ребенок был молод и заносчив, он был более интригующ в своей опасности в вокальном плане. Сейчас, конечно, я немного не такой».

Что ж, теперь ему придется остановиться в кое-каком месте: в этом году имена Игги Попа и прочих участников The Stooges войдут в Зал славы рок-н-ролла.



Источник: https://radiopotok.ru/music_review/45/