В истории советского и постсоветского рока достаточно немного команд, заслуживших такие противоречивые эпитеты как «колоритная», «фактурная», «эпатажная», «мутная», «отвратительная», «отвязанная», «сюрреалистичная». Группа «АукцЫон» достойна всех перечисленных прилагательных, которые могут быть дополнены ещё одним, пожалуй, самым метким определением - «крупнокалиберная». Крупный калибр этого уникального музыкального проекта выражается во всём, начиная от утончённо-пронзительных текстов и заканчивая великолепными духовыми аранжировками. По сути, «АукцЫон» - это не отдельная группа с коммерческим уклоном, а автономное удивительное явление, аналогов которому российская рок-революция до сих пор не родила.

Чтобы сразу заинтересовать читателя, мало знакомого с творчеством этого отдельного пласта русскоязычной музыкальной культуры, стоит сразу отметить следующий факт. Предлагаемая слушателю творческая фантасмагория требует определённого внимания и обязательного индивидуального понимания текстов и музыкальных пассажей.И тогда простые кажущиеся примитивными строфы в яростном музыкальном обрамлении со временем обретают глубинные смыслы.

Из зарубежных исполнителей по сложности музыкального контекста к «АукцЫону» ближе всего блистательный «Кинг Кримпсон» (King Crimpson), до сих пор умеющий нанизывать на требовательный и чуткий слух великолепные ожерелия утончённых импровизаций.

У истоков аукционного «зазеркалья»

1980 год должен запомниться нашему народу не только летней Олимпиадой в СССР и смертью Владимира Высоцкого. В этом году гитарист и автор музыки Леонид Фёдоров с группой единомышленников создали то, что впоследствии станет самой скандальной, а чуть позже – самой интеллектуальной кампанией русского рока. В 1982 году к коллективу присоединился Олег Гаркуша, который до сих по праву считается самым колоритным персонажем, виртуозно работающим в разных жанрах. И уже в октябре 1989 года музыкальная подборка группы записывается на фирме Мелодия», что по тем временам является очевидным признаком успеха. В 1990 году в продажу поступает пластинка «Дупло» с мощными саундтреками «Самолёт» и «Пионер», которые мгновенно становятся хитами нарождающейся «Красной рок-волны»

Скоро уж, скоро буду в могиле,

Крест мне поставите.

Мертвые в топках, меня же забыли.

Ну же, давайте!


А я старый пионер,

Много знаю.

Всех, что были до меня -

Закопали.

Про историю развития проекта написано много, но мало где встречается мало-мальски толковый анализ причин популярности такой нестандартной для прямолинейных российских широт группы. На самом деле всё дело в текстах, которые люди разного уровня развития воспринимают по-своему, но неизменно с положительными эмоциями. Если музыкальный сюртук аукционных дел мастеров симпатичен далеко не всем, то стихотворная манишка шьётся явно по универсальным лекалам.

Здесь можно провести аналогию с картинами Сальвадора Дали, многие из которых требуют изменения угла зрения и зачастую весьма подробных толкований специалистов. Тем не менее, работы Великого и Ужасного усача в своём большинстве производят сильное впечатление на любого неподготовленного зрителя. «АукцЫн» творит по той же схеме – не хочешь особо напрягаться, просто топай ногой в такт и подпевай легко запоминающиеся припевы. Желаешь пойти дальше видимого пейзажа, проникнись не всегда гармоничным музыкально-текстовым тандемом, пропуская через себя сложносоставной эмоциональный коктейль из неожиданных фраз и акцентированных звуков.

Лучше меньше да лучше

«АукцЫон» сложно назвать щедрой на выпуск новых альбомов рок-группой. Оригинальных коллекций песен за почти 40 лет творчества наберётся не более 20 дисков.

Однако относительно небольшое музыкальное портфолио успешно компенсируется мощными музыкальными аранжировками. Благодаря профессиональному таланту каждого музыканта, любая песня в очередной раз звучит по-новому, раскрывая перед слушателем весьма неожиданные звуковые аспекты. Поэтому настоящие «аукционные гурманы» по многу раз с удовольствием смакуют разные исполнения любимых песен.

Впервые в кино Гаркушу и его сподвижников можно увидеть в фильме «Взломщик», главную роль в котором сыграл лидер группы «Алиса» Константин Кинчев. Сюрреалистическая сцена танцующих малышей под проигрыш одиозной композиции «Книга учёта жизни», пожалуй, стоит многих сцен в этой средней киноработе.

Музыка «АукцЫона» в своё время органично вписалась в культовый фильм «Бумер», передав морозящую безысходность главных персонажей. Впечатляющим симбиозом оригинального кинематографа и многосмысловых музыкальных композиций стал последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». В этой необычной картине Гаркуша сыграл главную роль, а весь саундрек был соткан из самых необычных песен и мелодий «АукцЫона».

Вечный «День победы» - за гранью невозможного

Каждый концерт «АукцЫон» - это яркое сценическое шоу с обязательными элементами недорогого, но впечатляющего сюрреализма. Музыкальная подложка находится в поразительном резонансе с текстовым рядом, который постоянно ломает привычные логические и стилистические шаблоны. Некоторые тексты, обращенные напрямую к слушателю, поражают особой мистической порой жутковатой прозорливостью.

я знаю, какой ты весь

ты думал, что я не здесь

что есть наслаждения?

я здесь, с днём рождения!

Другие стихи точно передают ощущения потустороннего одиночества, которое, несмотря на стандартную причину, поражает своей опустошённостью.

Кожа моя ослепла,

Холодно мне и стыдно,

Сделано - и довольно,

Ты от меня ушла.

Глупо бояться пепла,

Спрятался, и не видно,

Нет меня, и не больно,

Ты от меня ушла.

На самом деле рассматривать стихи и музыку «АукцЫона» в отдельности – это всё равно, что употреблять вместо салата «оливье» по очереди каждый из ингредиентов. Именно в самобытном сочетании сложной смысловой архитектуры текстов и роскошного ковра из порой неожиданных звуков заключается подлинное очарование этой странно-гениальной группы.

Как сориентироваться в мистических аукционных торгах?

На самом деле всё очень просто – эту музыку нужно сразу же помещать в себя без каких-либо промежуточных инстанций типа смыслового анализа, сопоставления, поиска аналогий. Не нужно искать логики там, где работа изначально направлена на наше подсознание. При наличии определённого интеллектуального багажа «аукцЫонные тексты» самопроизвольно сформируют ассоциативный ряд, вызывающий нужные ощущения и эмоции. И, упас и вас бог, понимать буквально вложенные в ваши уши строчки, которые зачастую содержат совсем уж неприличные «просьбы»:

Взорвите салон,

Позовите террористов,

Свяжите стюардессу,

Разрешите курить.

Приятной неожиданностью является следующее обстоятельство – если для получения ярких впечатлений необходимо «личное» посещение концертов большинства рок-групп, то «АукцЫон» отлично справляется с нами и без визуального ряда. Хотя завораживающие пляски Гаркуши и полная профессиональная «выкладка» Фёдорова являются достойным вдохновляющим зрелищем.

Популярное в среде музыкальных критиков определение «арт-рок» маловато для «АукцЫона» как штаны пятиклассника, примеряемые на выпускника фрезерного училища. Данное замечательное явление по силе проникновения во внутренний мир интеллектуального слушателя сродни романам Кафки, Джойса и Пелевина. И если вам удастся проникнуть за кулисы в духовную мастерскую этой клокочущей шаманской яранги, вы обязательно скажете и не один раз: «Я тоже хочу!».

Голиков Олег Игоревич,

крымский писатель, журналист