Так уж случилось, что полуофициальная музыкальная жизнь нашей страны со времён Советского Союза тесно переплеталась с алкогольной, хулиганской и тюремной тематикой. И это не удивительно – в СССР каждый пятый совершеннолетний мужчина или сидел или готовился к отсидке. Основателем хулиганско-разгульного поэтического пласта можно смело считать великого русского поэта Сергея Есенина с его нецензурным манифестом:

Пой же, пой! В роковом размахе

Этих рук роковая беда.

Только знаешь, пошли их на х*й

Не умру я, мой друг, никогда!

И это далеко не самые смелые строфы, которыми главный поэтический гуляка Серебряного Века кормил восхищенную эпатажными стихами публику. Несмотря на печальный финал биографии Есенина, влияние бесшабашной поэзии с чисто российским «пофигизмом» чувствовалось во многих последующих стихотворных и музыкальных произведениях, сформировавшихся со временем в отдельное течение - «русский шансон». А начавшаяся в 80-х годах перестройка и пришедшая вместе с ней «красная рок-н-рольная волна» вызвала из национальных глубинных недр ещё одного эпатажно-циничного монстра – вызывающе отчаянную группировку Ленинград.

У истоков музыкального вулкана страстей

…Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит.

Когда Александр Пушкин писал эти строки, он наверняка и подумать не мог, что среди извечного балтийского сплина может родиться яркое фактурное явление, которое в корне изменит отношение россиян к угрюмой и чопорной Северной столице. Правда, это будет уже далеко не тот город и, по сути, совсем другая страна. И совсем другие стихи ещё одного хулигана – Владимира Маяковского попросятся на язык, когда подумаешь о далеком дождливом дне 13 апреля 1973 года, вышвырнувшем на свет ещё одного ленинградского карапуза - Серёжу Шнурова.

Я знаю – город будет,

я знаю – саду цвесть,

когда такие люди

в стране Советской есть!

Действительно, именно такие оригинальные люди были по-настоящему нужны Советской стране, которая медленно, но неотвратимо катилась к своей гибели. И довольно быстро после славной кончины СССР выпускник Ленинградской «путяги», слушатель философского факультета Теологического института Сергей Владимирович Шнуров сумел прославить название своей родины, придав слову «Ленинград» принципиально новое музыкальное звучание. И вот 9 января 1997 года под звуки невидимых небесных фанфар и звон гранёных стаканов в подсобках Путиловского завода родилась группа «Ленинград», которой было суждено стать самым вызывающим явлением постсоветского музыкального пространства.

Творческая вакханалия. Мат наступает!

Поначалу новая команда выступала в легендарном питерском Дворце культуры Горбунова в качестве «разогрева» перед концертами широко известной к тому времени джаз-рок—банды «АукцЫон». В 1999 году выходит первый концерт под загадочным названием «Пуля», подаривший музыкальному сообществу первый «неприличный» хит - «Я так люблю тебя!».

Справедливости ради стоит отметить, что на старте в творчество группы «Ленинград» и её фронтмена Сергея Шнурова нецензурные выражения вписывались крайне редко. Однако, как известно, аппетит приходит во время еды, особенно если к еде прилагается рюмка. И, начиная с третьего альбома «Дачники», принесшего коллективу масштабную известность, матерные вставки стали фирменным стилем маргинального вида ребят, не желающих справлять свой день рождения по известным причинам. С 1999 года по 2014 год было выпущено 17 альбомов, каждый из которых мог претендовать на штрафные санкции за сочные непристойные выражения.

С появлением матерного сленга изменился и внешний вид группы, которая достаточно быстро принимала облик рабочей шпаны «из подворотни», не чурающейся мелких преступлений и постоянно находящейся «под банкой». На многие концерты некоторые музыканты действительно выходили «под мухой», что, впрочем, органично вписывалось в контекст предлагаемого публике люмпенизированного творчества.

Если говорить об иностранных аналогах, то самой близкой к ленинградским «алкоголикам и придуркам» и по духу и по манере эпатажа стало лондонское трио «Тигровые лилии» (The Tiger Lillies ). Этот гротескный коллектив так в своё время вдохновил лидера Ленинграда, что Сергей Шнуров не только пригласил кабацких гуляк из Туманного Альбиона в Питер, но и записал с ними концерт с вполне ожидаемым названием «Huinija».


Страсти по Шнуру – какими ядами покоряет группа Ленинград наши сердца

Герои песен Шнура и К° - это лузеры всех мастей, сильно пьющие работяги, мелкие гопники и другая «шушера», которой пугали простых советских людей. Если вспомнить российскую колоритную глубинку, занимающую более 90% нашей страны, то популярность подобных песен становится более чем понятной.

Иногда этого талантливого беспардонного товарища выносит на социально-политическую волну, где он изо всех сил пытается продемонстрировать собственную независимость от каких-либо течений. Тем не менее, у мыслящих слушателей складывается впечатление, что Сергей Шнуров и группа «Ленинград» - это та полулегальная отдушина, которая разрешена власть имущими. Ну, чтобы, как говорится, дать плебсу не только хлеба, но и зрелищ. Пусть слегка неприличных и не совсем законных, но зато родных до боли мотивов, сглаживающих отвратность алкогольно-рабочего быта.

Что касается лидера группы, то Сергей Владимирович неплохо «поднялся» на знаменитых саундтреках к фильму «Бумер», ставших в своё время безусловными лидерами платных рингтонов к мобильным телефонам. Несмотря на сценические рваные штаны и заплёванную тельняшку , Шнур сегодня представляет собой состоятельную медиа фигуру, которая всё больше тянется к «простым» удовольствиям, типа коллекционирования премиальных ретро-автомобилей.

Последние интервью «тусовщика и стиляги» говорят о том, что самый главный матершинник страны изрядно устал от собственного разудалого образа. И это понятно – когда тебе 45, приходится задумываться о более высоких материях, нежели извечные «поллитра» вперемешку с самым обычным кухонным хамством.

Однако стоит понимать, что личность композитора, поэта и исполнителя Сергея Шнурова не имеет ничего общего с создаваемыми им образами. Этот эрудированный, в меру циничный, а порой и глубоко философский гражданин прекрасно понял, где можно «снять жирную пенку», своевременно вынырнув из агонии Советского Союза на хулиганской шикарно воняющей метле. И, судя по обилию концертов, полёт главного Мелкого Беса России успешно продолжается!

Голиков Олег Игоревич,

крымский писатель, журналист