RedOne – красный кардинал закулисья
Бытует мнение, что сегодняшней сценой заправляют звезды, то есть сами исполнители. На деле все обстоит совсем не так: звезда, конечно, играет заметную роль, особенно если это раскрученная звезда мирового масштаба (например, Шер или Мадонна), но чаще всего, исполнитель – ничто без умелых рук, направляющих его творческую деятельность. 

Именно продюсеры правят сценой, и зачастую даже не продюсеры-организаторы, а саунд-продюсеры – те люди, которые пишут песни, либо тексты, либо музыку, либо то и другое, вместе взятое, дополняют будущий хит удачными аранжировками, и вуаля – все хит-парады у твоих ног. 

Если обращать внимание на выходные данные альбомов самых популярных на данный момент поп-артистов, то в глаза сразу будут бросаться одни и те же имена продюсеров – авторов музыки к песням и аранжировок. Их на самом деле не так уж и много. Самые успешные – Макс Мартин (Max Martin), заправляющий творчеством Бритни Спирс (Britney Spears) и Аврил Лавин (Avril Lavigne), Лукаш Готтвальд (Lukasz Gottwald) aka Доктор Люк (Dr. Luke), пишущий песни для Кэти Перри (Katy Perry) и Кеши (Ke$ha), Антонио L.A. Рейд (Anronio Reid) с подопечными в лицах Рианны (Rihanna) и Канье Уэста (Kanye West), и некоторые другие. 

Но одним из самых влиятельных лиц в современной индустрии продюсирования стал ни кто иной, как 39-летний продюсер RedOne – урожденный Надир Хайят (Nadir Khayat), марокканец, эмигрировавший в Швецию с желанием стать музыкантом. Что ж, насколько его мечта сбылась, судить ему, но одно то, что этот человек занимает первое место в списке тех, кто умеет сделать хит, уже говорит о многом. 

Надир родился в городе Тетуане, а уже в 19 лет покинул родной Марокко ради своей мечты. Пункт назначения – страна Швеция – была выбрана Хайятом не случайно. «Швеция издавна ассоциировалась у меня с хорошей музыкой», признавался продюсер в интервью, «Эта страна – родина для стольких отличных музыкантов!». Поп-легенды ABBA, незабвенный дуэт Roxette и хэви-метал квинтет Europe (все по национальности – шведы) стали его главными вдохновителями.  

Первоначально Надир горел желанием играть на гитаре и петь в рок-группе. Кто бы мог подумать, что именно этот человек станет работать с крупнейшими поп-звездами… В 1995 году он сделал первый шаг к своему сегодняшнему положению: через 4 года после своего приезда в Швецию он начал заниматься написанием песен для других артистов. Его приятель, продюсер Рами Якуб (Rami Yacoub) стал примером для подражания: Якуб отошел от дел в рок-группах, побудил Хайята сменить занятие, а также обучил его азам продюссирования – саунд-программингу и работе со звуковой аппаратурой. 

Тем не менее, все шло совсем не так гладко, как хотелось бы. Первые плоды успеха Надир вкусил лишь в 2005 году, но столь долгое ожидание стоило того: песня Step Up, которую он написал для шведского поп-певца курдского происхождения Дэрина (Darin), стала хитом номер один в национальном чарте и принесла исполнителю шведскую «Грэмми» и взяла в приз в номинации «Скандинавская песня года». 

Следующим значительным шагом в карьере RedOne стала композиция Bamboo, ставшая одним из гимнов Чемпионата мира по футболу в 2006 году. Позже предприимчивый продюсер объединил трек с популярнейшим на тот момент хитом Шакиры (Shakira) Hips Don’t Lie. Результат всем очень понравился: певица совместно с рэппером Вайклефом Джином (Wyclef Jean) исполнила ремикс перед финальной игрой Чемпионата перед телевизионной аудиторией в 1,2 миллиарда человек. 

Успех Bamboo вскружил ему голову: артист решил воспользоваться шансом и начать карьеру в США: он переехал в Нью-Йорк с твердым намерением – стать успешным сейчас или никогда. Тем не менее, удача на новом месте настигла его далеко не сразу: Хайяту никто не давал работы и он постепенно терял все свои сбережения. Смирившись с провалом и уже собирая вещи для возвращения в Швецию, RedOne внезапно привлек внимание Чарли Уока (Charlie Walk) – президента компании Epic Records. Дальше все пошло куда более продуктивно. 

Следующим этапом карьеры стала работа с американской певицей доминиканского происхождения Кэт ДеЛуной (Kat DeLuna). Дебютный сингл девушки в мгновение ока оказался на вершине хит-парадов, что впечатлило боссов звукозаписывающих компаний до такой степени, что доверили Хайяту работать над всей дебютной пластинкой Кэт. 

Но истинное восхождение к славе началось в 2007 году со знакомства с девушкой по имени Стефани Джерманотта (Stefani Germanotta). Это тогда никто даже и не слышал об этом имени: сейчас все уже знают, что речь идет о самой популярной певице нашего времени – Леди ГаГа (Lady GaGa). 

Первой совместной работой продюсера и певицы стала песня Boys Boys Boys, вошедшая в треклист ее дебютного альбома The Fame и ставшая продолжением хиту Girls Girls Girls группы Motley Crue (сказалось давнее увлечение Надира рок-музыкой). Но запись была совсем не роковой – это был классический поп-трек, легкомысленная, веселая, задорная музыка. 

Что случилось после выхода дебютного сингла ГаГи Just Dance – известно всем. Оглушительный успех, мировые рекорды, звание самой скачиваемой песни в Интернете, беспрестанно крутившийся по всем каналам клип… Взаимовыгодное сотрудничество: RedOne нашел себя, а Леди ГаГа нашла того, кто сделает ее знаменитой – именно песни Хайята и стали прочным фундаментом той головокружительной карьеры, которой девушка добилась сейчас. 

Lovegame, Poker Face, Bad Romance, Alejandro – этих хитов не слышал разве что глухой. Работа с ГаГа принесла Хайяту две премии «Грэмми» - уже не местного, шведского значения, а мирового. В 2010 году Poker Face удостоилась звания «Лучшей танцевальной записи», а в 2011 году мини-альбом The Fame Monster стал лучшей поп-пластинкой. Победа поставила RedOne в эшелон самых успешных продюсеров нашего времени. 

Наученный горьким опытом неудач и постоянной борьбы за место под солнцем, RedOne не возгордился своим успехом, а продолжал долго и упорно работать. За трудолюбие многие звезды и ценят этого продюсера. Честь ему делает и отсутствие снобизма: RedOne рад работать с любым интересным проектом, неважно, мирового или национального ли он значения. Так, в 2010 году Хайят записал две песни для французской поп-дивы Милен Фармер (Mylene Farmer), а в 2011 году поработал и с нашим соотечественником Алексеем Воробьевым. Юноша поехал на песенный конкурс «Евровидение» с песней Get You, написанной именно RedOne. 

Тем не менее, далеко не все в восторге от творчества данного продюсеры. «Такое ощущение, будто RedOne каждый раз пишет одну и ту же песню», «Как не стыдно перерабатывать свой старый материал?», «Музыкальные приемы Хайята слишком предсказуемы и ни грамма не интересны», «RedOne? Может быть, redone? (в пер. с англ. «переработанный»)» - самые часто используемые упреки в адрес продюсера. Обвинения небеспочвенны: самый растиражированный случай так называемого плагиата – подозрительная схожесть On Th Floor Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez) и Party O’Clock Кэт ДеЛуны (Kat DeLuna). Многие говорят и о практической идентичности песен Леди ГаГа и шведского поп-трио Ace Of Base. 

Но несмотря ни на что, любая спродюссированная RedOne запись становится хитом. Да, у каждого есть недостатки, но не этот ли факт – показатель бесспорного успеха?

Вера Гаврилина 

Источник: https://radiopotok.ru/music_review/605/