Animusic: от свистков и колокольчиков до музыки мечты
«Этот диск адресован взрослым и детям, инженерам и музыкантам, фанатам анимации и… в общем, всем людям! Вы будете улыбаться, хохотать и даже кричать от изумления! Проигрывая этот диск, вы будете поражены фантастическими возможностями современной телевизионной аппаратуры и домашних кинотеатров» – так анонсирует свою продукцию компания Animusic («Анимированная музыка»).

Кому-то может показаться, что это просто рекламное преувеличение, маркетинговый ход. Однако отзывы публики еще более экспрессивны.

Что же так «цепляет» зрителей и слушателей, что заставляет их снова и снова нажимать на кнопку повтора полюбившихся клипов? Почему количество просмотров некоторых видеороликов на сервисе YouTube перевалило за полтора миллиона, а фанаты, буквально выучившие наизусть оба DVD от Анимузыки, забрасывают сайт производителя письмами, умоляя назвать дату выхода третьего диска?

«Resonant Chamber» (Animusiс-2, №3)

«Когда зазвучал этот фантастический инструмент, мои дети просто замерли, как завороженные. Потом заставили повторить этот эпизод еще несколько раз, изучали изображение вплотную и даже пытались заглянуть за экран!» – так пишет в комментариях к анимационному клипу «Resonant Chamber» покоренный зритель.
«Некоторые детали этого инструмента мне показались похожими на птиц из «Алисы в стране чудес», – делится впечатлениями одна девушка. «Нет, это инструмент-насекомое, и он играет сам на себе лапками», – возражает ей другая.


Какие разные ассоциации! Однако человек, владеющий игрой хотя бы на одном музыкальном инструменте, наверняка восхитится схожестью извлекающих звук механизмов с чуткими человеческими руками. Схожесть эта проявляется не только в строении (у каждого механического пальца по три фаланги, как и у наших живых пальцев), но и в поведении: деревянные рычажки как будто загодя готовятся встать на нужный лад, деликатно и плотно прижимают струну, чуть пружиня на суставах, а затем аккуратно собираются к механической «ладони».

Название «Resonant Chamber» можно перевести как «резонансная камера», или «комната-резонатор». Музыкальный инструмент действительно находится в замкнутом пространстве, в крошечной комнатке-камере. За окнами ощущается бескрайнее пространство – наверное, это самая вершина какой-то башни. В темно-синем небе повисли четыре луны, под ними плывут чуть подсвеченные последними лучами солнца облака, а внутри комнаты мягко светятся узорные фонари.

Кто построил башню, кто создал этот невиданной красоты инструмент, кто вдохнул в него жизнь? Для кого звучит странная, как будто доносящаяся из иных времен и чужих пространств, но в то же время находящая живой отклик в наших душах музыка? Почему играют не все инструменты – две арфы таинственно молчат? Нет ответа. Вернее, каждый волен найти свой собственный ответ на эти вопросы – надо лишь позволить фантазии расправить крылья.

Как же это делается?


На одном из музыкальных сайтов довелось прочитать, что все клипы, представленные компанией Animusic на двух DVD-дисках, были созданы с помощью некоего «плагина к 3D редакторам»: мол, человек играет на миди-клавиатуре, а программа сама переводит звуки в видеоряд. Если бы все было так просто!

Да, конечно, сегодня уже существуют программы, способные сгенерировать несложные изображения на основе звуков, извлекаемых из миди-клавиатуры. Но эти картинки отличаются от сложнейших моделей, созданных компанией Animusic, так же, как бумажный кораблик отличается от океанской яхты.

Впрочем, среди зрителей до сих пор находятся любознательные пользователи прикладных программ (к примеру, MIDIJam), пытающиеся что-то изменить и даже улучшить в полюбившихся роликах. На сервисе YouTube, к примеру, можно познакомиться с ремейками на саундтреки Animusic. Ролик №4 (ремейк на музыку из клипа Pogo Sticks, №2 на втором диске) – типичный пример такого рода попыток. Как говорится, оцените разницу! А одному из пользователей, видимо, показалось, что в клипе «Resonant Chamber» маловато рычажков и пальчиков, и он создал свой забавный клип с использованием эффектов зеркального отражения. Ну что ж, это тоже своеобразное творчество.

«Acoustic Curves» (Animusic-1, №6)

Авторы Анимузыки признаются, что чаще всего создание клипа начинается с обдумывания и «выращивания» визуальной модели, то есть музыкального инструмента или целого комплекса инструментов. Потом сочиняется музыка – звук сразу задается в миди-формате – и уже на последнем этапе «поведение» инструмента синхронизируется с аудиодорожкой.
На самом деле разделение творческого процесса на отдельные этапы довольно условно – ведь для того, чтобы представить себе внешний вид инструмента и в целом, и в деталях, надо слышать внутренним слухом его предполагаемое звучание.

Если вглядываться и вслушиваться в фильмы Animusic пристально, то можно попытаться проследить ход мысли авторов. Давайте попробуем это сделать на примере клипа «Acoustic Curves».


Основная картинка в Acoustic Curves («Акустические кривые») – ажурная струнно-молоточковая конструкция в форме раскрытого веера. Струны и молоточки как бы нанизаны на дугообразные стальные держатели. Комбинация из нескольких дугообразных элементов, гармонично «вписавшихся» в пространство вокруг ударной установки, создает удивительный визуальный эффект – как будто распустился диковинный цветок. Недаром одна из зрительниц даже предложила сменить название ролика: ей показалось, что название «Musical Flower» («Музыкальный цветок») гораздо лучше подойдет этому анимированному фрагменту, нежели прозаические «акустические кривые».

Музыкальная композиция состоит из двух частей: лирической мелодии, исполненной в стиле старинной прелюдии (ажурность струнного рисунка очень точно соответствует «журчащей» звуковой фактуре), и рок-обработки этой же мелодии. В звуках «Acoustic Curves» некоторые зрители услышали хорошо всем знакомую акустическую гитару, бас-гитару, а также экзотический дульцимер. Между тем, каждый, кто хоть раз в жизни видел «внутренности» обычного пианино или рояля, опознает в «музыкальном цветке» изящно стилизованный механизм фортепиано и его старшего родственника клавесина. Да и окраска звука «акустических кривых» очень напоминает характерные тембры старинных клавишных инструментов.

В «Acoustic Curves» первая дуга оснащена струнно-щипковым механизмом – как в клавесине. Вторая «музыкальная кривая», как и фортепианный механизм, состоит из струн, молоточков и глушителей (демпферов). А для третьей музыкальной дуги создатели клипа придумали особый прием звукоизвлечения и особый механизм: струна то подцепляется плектром, то ударяется молоточком, звук при этом постоянно меняет окраску.

Сторонники «гитарного» происхождения «Acoustic Curves» настаивают на том, что третья дуга имитирует бас-гитару, на которой тоже можно играть и методом щипка, и методом пальцевого удара по струне (тэппинг). Наверное, с их доводами можно было бы согласиться – вот только пусть покажут хоть одну бас-гитару с девятнадцатью струнами!

Хотя – о чем тут спорить? Этот фантастический инструмент существует лишь в виртуальном пространстве, его невозможно воссоздать в реальности. Эх, хоть одним глазком подсмотреть бы, как над ним работали авторы!

Уступая многочисленным просьбам зрителей, создатели Анимузыки приоткрыли для нас дверь в свою «творческую кухню». Вот как «взращивался», к примеру, фрагмент молоточкового механизма «Acoustic Curves»: все начиналось с карандашных эскизов, затем механизм тщательно просчитывался и прорисовывался с помощью графических компьютерных программ, обретал цвет и объем.





Ровные ряды струн и молоточков веером расположились на выгнутых металлических направляющих, а центр всей композиции пришелся на цилиндрические колокола и группу ударных.

Рассказывать-то легко, а вот делать все приходится долго и тщательно. Авторы Анимузыки в работе используют 3ds Max и Photoshop, Deep Paint и 3D Corel Painter. Кроме того, они разработали собственное уникальное программное обеспечение, которое позволяет очень точно синхронизировать движения объектов и звучание музыки, вплоть до смены громкости при вращении или приближении объекта: это ANIMUSIC.studio. Однако самая эффективная, самая лучшая программа пока еще не поддается переводу в цифровые коды: это неуемная фантазия и постоянное творческое горение самих авторов; горение, рождающее невиданные образы, неслыханные звуки, новые виртуальные пространства и целые вселенные.

Авторов – на сцену!

Основатель проекта Animusic – Уэйн Лайтл (Wayne Lytle, в русскоязычных источниках можно встретить варианты прочтения его имени Уайн, Вайн, Вэйн Литл). Экспериментировать, объединяя музыку и анимацию, он начал почти 30 лет назад, еще будучи студентом колледжа. Впрочем, чем только не увлекался Уэйн Лайтл в студенческие годы! В составе рок-группы он играл практически на всех музыкальных инструментах, много сочинял и в то же время осваивал программирование. В 90-х годах увидели свет два его первых клипа, созданных в технике объемной визуализации MIDI-звуков: «More Bells and Whistles» и «Beyond the Walls». Впоследствии эту технику назовут MIDImotion.


Премьерный показ «More Bells and Whistles» на конференции SIGGRAPH в 1990 году прошел «на ура». Участники этого международного форума, посвященного компьютерной графике, разнесли забавный ролик по всему свету, а годом позже корпорация IBM отметила раннюю работу Лайтла особой наградой. В названии ролика остроумно обыграно устойчивое выражение, обозначающее нечто незначащее и нефункциональное, безделушку, «бантики и рюшечки», нацепленные поверх чего-то действительно важного. Буквальный же перевод означает «Еще больше колокольчиков и свистков» – вот эти свистящие и звенящие безделицы и стали тем забавным «бантиком», который так ярко украсил серьезную конференцию.

«Beyond the Walls» («За стенами») изначально создавался как демонстрационный материал по заказу производителя стереоскопических очков и проекторов. Первый вариант клипа так и назывался «Концерт в 3D». Для работы над этим роликом Уэйн впервые пригласил Дэвида Крогнэйла (David Crognale), художника, великолепно владевшего графическими компьютерными программами.

К моменту создания «Концерта в 3D» в 1995 году Лайтл уже несколько лет возглавлял собственную компанию «Visual Music» («Музыка, которую можно посмотреть»). В том же 1995 году компания решила взять себе новое название «Animusic», ныне зарегистрированное как торговая марка.


В 1998 году творческий тандем Уэйн-и-Дэвид начинает работу над видеоальбомом для домашних видеосистем VHS. Подготовка альбома длилась почти три года, и лишь в декабре 2001-го музыкально-анимационный фильм (так его поначалу называли, хотя с самого начала он задумывался именно как последовательность отдельных номеров) поступил в продажу. Вскоре он был перезаписан на DVD, обзавелся новыми звуковыми эффектами, анимированным меню и бонусными материалами.

И музыка, и визуальный ряд – все было оригинальным, сочинялось и воплощалось Лайтлом и Крогнейлом. Назвали альбом «ANIMUSIC: Special Edition» («Анимузыка, специальный выпуск»). Однако с выходом второго DVD и публика, и сами создатели предпочли различать диски по номерам: «Animusic-1» и «Animusic-2».


Временной промежуток между альбомами составил около четырех лет – эта пауза Уэйну и Дэйву была просто необходима, так как их силы были истощены. В таком же опустошенном состоянии творцы Анимузыки оказались и после окончания работы над вторым диском: слишком много энергии ушло на воплощение замыслов.

В 2010 году ожидался выход нового альбома «Animusic-3», но вот уже и 2012-й близок, а никаких конкретных сроков авторы пока что не обещают. В обращении к поклонникам своего творчества директор компании Animusic Уэйн Лайтл поясняет: «…создание анимированной музыки процесс настолько кропотливый и трудоемкий, что мы не знаем точно, когда будет получен результат, который удовлетворит нас и порадует вас». Впрочем, Лайтл надеется, что хороших результатов «…поможет достичь наш новый сотрудник, разработчик программного обеспечения, Бен Трамбор (Ben Trumbore). Мы с ним давно знакомы, и это здорово, что он согласился сотрудничать с нами». Итак, в команде Animusic стало на одного человека больше! Это немало, если учесть, что раньше всю основную работу выполняли всего два энтузиаста. Правда, одно время им помогал Стив Уэстин (Steve Westin, компьютерная графика и визуальные эффекты), но это продолжалось недолго – всего лишь пару лет.


Пока из всего проекта «Animusic-3» публике представили только обложку будущего диска. Однако особо страстные поклонники Анимузыки сегодня утешаются тем, что имеют возможность насладиться сюжетами из первых двух альбомов, переизданными в высочайшем качестве на дисках Blu-ray.

«Pipe Dream» и «Pipe Dream-2» (Animusic-1 №5 и Animusic-2 №5)

Ролик «Pipe Dream» был признан одним из 50 величайших анимационных проектов по версии журнала 3D World magazine «Мечты трубопровода» – так можно перевести название клипа, хотя у этого словосочетания есть и другие значения, например, «несбыточная мечта», или даже «видения курильщика опиума».
Похоже, авторы прониклись сочувствием к трубопроводной арматуре, которую человечество испокон веков использует в чисто утилитарных целях, и превратили ее в музыкальный инструмент. Виртуальный трубопровод буквально фонтанирует металлическими шариками. Шарики не просто падают – они ударяются о струны и звучащие поверхности перкуссионных инструментов, а потом возвращаются в трубопровод. Звуки от ударов складываются в музыкальные мотивы и фразы.

Не случайно авторы продублировали этот клип – уж очень он понравился публике. Однако «Pipe Dream-2» не является точной копией «Pipe Dream» – это было бы скучно! Во втором ролике изменены цветовые решения, открылись новые пространства, заполненные узорами переплетающихся пластиковых труб, а самые дотошные зрители увидели еще и признаки «старения» инструментов: вмятины и царапины. Ну что ж, это естественно – за четыре года столь активной эксплуатации трубопровода (или все-таки музыкального инструмента?) и не такое могло случиться.
Чтобы зрителям было понятнее, как же удалось с такой ювелирной точностью рассчитать взаимное расположение всех виртуальных предметов в виртуальном же пространстве, на втором DVD авторы дали интереснейший бонусный материал к этому клипу: этапы визуализации.

Хотя создатели Анимузыки всегда подчеркивали, что музыка для всех клипов записывается на компьютере, нашлось немало желающих исполнить ее на реальных музыкальных инструментах. Сервис YouTube полон любительскими записями, демонстрирующими подобные попытки воспроизвести саундтреки анимационных роликов по слуху.
Некоторые из этих записей оказались настолько удачными, что Уэйн Лайтл счел возможным разместить их на официальном сайте Animusic. Предлагаем вашему вниманию ролик под названием «Человек-оркестр»: все роли в нем сыграл Стефен Перси, студент Высшей школы Кливленда, и он же виртуозно исполнил партии всех инструментов.

Некоторые зрители упрекали Уэйна Лайтла в том, что идея использовать пластиковые трубы в качестве музыкального инструмента не нова: мол, ее уже воплотила в реале перфоманс-группа «Blue Man Group», играющая авангардно-экспериментальный рок. «Инопланетные голубые человечки» действительно устраивают остроумные и эффектные шоу, неизменно вызывающие одобрение у публики, однако они все-таки занимают несколько иную нишу. Для сравнения: ролик с записью концертного выступления «Blue Man Group».


Кстати, отыскать самого первого изобретателя, пожелавшего наделить водопроводные трубы «правом музыкального голоса», будет не так-то и просто. Придется вспомнить и советского поэта Владимира Маяковского с его знаменитыми «флейтами водосточных труб», и дрезденского архитектора, украсившего фасад здания «поющими» трубами, и современные видеоигры, в которых использовались схожие идеи. Однако «схожие» – это вовсе не значит «одинаковые». Каждый развивает идею по-своему. Ну, а кто же в выигрыше? Конечно, зритель!

Список музыкально-анимационных роликов от компании «Animusic»:


Animusic-1:

1. Future Retro – Будущее ретро
2. Stick Figures – Фигуры-палки
3. Aqua Harp – Водяная арфа
4. Drum Machine – Драм машина (синтезатор звука ударных инструментов)
5. Pipe Dream – Мечта трубопровода (или «Несбыточная мечта»)
6. Acoustic Curves – Акустические кривые (или «Акустические хитрости, уловки»)
7. Harmonic Voltage – Гармонии электрического напряжения

Animusic-2:

1. Starship Groove – Космические ритмы («groove» многозначное слово, в последнее время так называют и танцевальный игровой автомат)
2. Pogo Sticks – Ходули пого (прыгающие ходули, тренажер «кузнечик»)
3. Resonant Chamber – Резонансная камера
4. Cathedral Pictures – Виды кафедрального собора (по произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки»)
5. Pipe Dream 2 – Мечта трубопровода 2
6. Fiber Bundles – Расслоенное пространство (термин многозначный, так что возможен и другой перевод: «волокна и связки»)
7. Gyro Drums – Гироскоп с барабанами
8. Heavy Light – Тяжелый свет

Источник: https://radiopotok.ru/music_review/622/