Выразительные поэтическо-музыкальные эпитафии на смерть и жизнь гения


«Говорить о великом нужно величественно»

Ф. Ницше

Казалось бы, сегодня о творчестве и жизни Владимира Семёновича Высоцкого известно уже всё, однако, с каждым новым юбилеем этого гениального поэта и талантливого актёра на свет всплывают всё новые подробности и интересные факты его яркой и короткой судьбы, которую смело можно было назвать полётом над бездной. Вполне естественно, что преждевременная смерть мастера музыкальных стихотворных новелл дала толчок мощному эмоциональному всплеску, который наблюдался как у коллег по жанру, так и у других музыкантов и композиторов. Это фатальное событие со временем позволило многим известным авторам отдать должное столь одиозному и неповторимому явлению, озарившему гениальными песнями застой и развал Советской эпохи, имя которому – Владимир Семёнович Высоцкий.


Прежде чем приступить к описанию и разбору песен, посвящённых памяти Высоцкого, хотелось бы попытаться понять и оценить мотивы певцов и композиторов, которые выразили своё отношение к поэту-гитаристу в стихах, переложенных на музыку. Здесь следует подчеркнуть, что выразили именно «в стихах», так как всё творчество Владимира Семёновича, что бы там не говорили профессиональные критики и специалисты в области поэзии – это, прежде всего, стихотворные композиции, обрамлённые ритмическим сопровождением гитарных аккордов. Итак, даже поверхностное знакомство со всеми песнями, сочинёнными на смерть или просто посвящёнными памяти Высоцкого, позволяет сделать вывод, что большинство «откликнувшихся» на эту яркую трагическую судьбу были движимы не просто желанием «встать в почётный караул» рядом с тенью ушедшего поэта. Все композиции этого направления проникнуты искренней любовью и глубоким почитанием таланта. А это уже говорит о том, что Высоцкий по праву заслужил звание народного поэта, которого любят без преувеличения как родного человека, члена семьи или любимого учителя.
Рассматриваемые ниже авторские работы, посвящённые памяти Высоцкого, следуют не в хронологическом порядке, а расположены по степени выразительности и эмоциональной насыщенности исполнения, хотя, конечно, это дело вкуса. Безусловно, что-то может нравиться, а что-то не совсем – но это нормальное явление, так как каждый истинный почитатель таланта Высоцкого, носит в своём сердце собственную «икону с лампадкой», и не всегда соглашается с отношением и пониманием окружающих этого очень личного образа.
Александр Башлачев «Триптих памяти Высоцкого»
Этот колоритный автор, ошибочно причисляемый к русскому року, по эмоциональности исполнения и социальной глубине текстов вообще очень близок к общей манере Владимира Высоцкого. Особенно эта близость чувствуется в создании «сочных» образов и в степени воздействия на слушателя. В рассматриваемом «Триптихе» впечатляет аскетичная «шаманская» ритмика гитарных аккордов, позволяющая передать в музыкальном контексте звучание оригинальных «высоцких» песен и при этом сохранить трогательную самобытность чисто «башлачёвского» струнного надрыва. Что касается текста – это совершенные по своему смыслу строфы, несомненно, идущие «из глубины души». Вплетённые в композицию отрывки песен Высоцкого усиливают ощущение соприкосновения двух творческих начал одной природы, органично воздействующих на чувства слушателей.

Возможно, покончивший жизнь самоубийством в 28 лет Александр Башлачёв инстинктивно тяготел к постоянно «ходившему по краю» Высоцкому, к его биографии, к его творчеству и к его смерти. Двух этих поэтов объединяет доскональная искренность собственных стихотворений, которые в процессе исполнения под гитару с первых секунд превращаются в пушкинские «глаголы», действительно способные жечь сердца людей. «Триптих памяти Высоцкого», пожалуй, самая мощная по восприятию композиция, в которой передан глубокий трагизм и ледяное одиночество настоящего гения.
Александр Городницкий
Лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы известный исполнитель авторской песни Александр Моисеевич Городницкий не случайно поставлен на второе место – его простая душевная песня, исполняемая в формате спокойного рассказа, позволяет мысленно перенестись на осеннее Ваганьковское кладбище, молча постоять возле могилы Высоцкого, побыть наедине с поэтом и со своими мыслями. В нехитрой стихотворной форме передана очень глубокая мысль о некоем родстве всех поэтов, похороненных на этом знаковом для русской культуры кладбище. Описанная несколькими удачными рифмованными мазками картина проникает глубоко в душу и создаёт ощущение некоей сопричастности всех людей к творчеству и судьбе Высоцкого, которая выражается в вечном родственном противостоянии жизни и смерти.


Александр Градский
Этот необычайно талантливый певец выразил своё отношение к творчеству и судьбе Владимира Семёновича двумя совершено разными и по звучанию и по характеру песнями.
Композиция «Памяти Высоцкого» в исполнении этого замечательного артиста насквозь пронизана пафосными мотивами и гражданской позицией, которые, впрочем, органично вписываются в смысл каждого посыла. Разнообразное инструментальное сопровождение придаёт песне необычный характер музыкального коллажа с постоянно изменяющимся стилистическими рисунками – от классического джаза до марша. Распространенный лейтмотив многих песен Высоцкого «Нет пророка в отечестве своём» в этой музыкальной эпитафии постепенно набирает силу и трансформируется в некий вариант «Хороший поэт для антинародной власти – это мёртвый поэт». Сильная впечатляющая вещь, достойный во всех отношениях гимн на смерть гения.


Второе произведение, посвященное Высоцкому, называется «Песня о друге». Это небольшой минорный музыкальный этюд, в котором можно почувствовать некую мистическую составляющую главного образа, украшенную глубоким голосом Градского, который в этом сложном с точки зрения вокала произведении играет ведущую роль. Очень проникновенная песня, которая заслуженно занимает почётное место в творческом пантеоне лучших песен о Высоцком.


Булат Окуджава
Песня «О Володе Высоцком» создана в классической манере этого знаменитого барда-философа, которому удалось как всегда душевно «по-московски» выразить свои чувства к ушедшему поэту. За скупыми словами признанного мастера бардовского искусства проступает во всём своём величии скорбящая Москва, как любимый город Высоцкого, в котором практически прошла вся его жизнь. И это не просто российская столица - это место, где была во времена Советской империи создана принципиально новая мощная сила русского поэтическо-музыкального жанра, представленного песней под гитару. Географически привязанные стихотворные строфы позволяют прочувствовать глубину потери москвичей, которые всегда гордились и гордятся главным менестрелем Большого Каретного и Таганки.


Андрей Макаревич
Андрей Макаревич, всегда выражавший своё глубокое почтение к творчеству Высоцкого, сумел создать лаконичную и очень выразительную песню-крик, которая с первых аккордов заставляет поверить в искренность чувств автора, по-настоящему переживающего смерть Высоцкого, как личную утрату. Практически никогда не работающий в ярко выраженном минорном жанре, бессменный лидер «Машины Времени» предстаёт перед слушателем в совсем новом образе – тонко чувствующего и умеющего скорбеть человека, для которого Высоцкий был не просто оппозиционным певцом-бунтарём, а неким огромным куском личностного пространства, разрушенного жарким летом 1980 года.


Юрий Лоза
По большому счёту именно специфический голос Юрия Лозы является серьёзным минусом этого небольшого музыкального посвящения. Интонационный вокал в данном случае сыграл против автора, который, несмотря на большое желание посвятить Высоцкому песню, явно работает в диссонансном жанре. Стихи тоже оставляют желать лучшего – «насиловал наш слух», «как его по отчеству» - эти неудачные пассажи скорее отталкивают слушателя, чем позволяют достучаться до любящих Владимира Семёновича сердец. Конечно, восприятие – вещь сугубо индивидуальное, но эта песня Юрия Лозы никак не дотягивает до вершин стихотворной искренности.


Александр Розенбаум
Известный своей блатной, философской и героической тематикой исполнитель авторских песен Александр Розенбаум не имеет в своей фонотеке песни, которая напрямую посвящена Высоцкому. Хотя, казалось бы, такой сильный поэт, практически коллега по цеху, должен был создать нечто впечатляющее и даже грандиозное. Причин, которые не позволили Розенбауму сочинить что-нибудь подобное, может быть достаточно много. Одна из них, возможно, заключается в нежелании выносить свои сугубо личные чувства на люди, хотя в случае сценического певца под гитару такой аргумент звучит не совсем убедительно. Впрочем, неважно – в одной из своих самых сильных композиций «Дорога на Ваганьково» Розенбаум выразил действительно всё, что мог. Очень серьёзное произведение в духе «Чёрного тюльпана» и «Одиночества» переносит нас на тропинки знаменитого кладбища, на которых бродят тени многих великих русских поэтов. Безусловно, достойное посвящение, которое, несмотря на неявную форму упоминания о Высоцком, напоминает запоздалую поминальную молитву, когда уже ничего нельзя вернуть, а так хочется…


Напоследок откроем тайну, которая, конечно же, известная всем серьёзным почитателям творчества Владимира Семёновича. Главную песню, посвящённую Высоцкому, написал сам Высоцкий. Это ставшая своего рода эпитафией-пророчеством песня «Памятник». В своей резкой бескомпромиссной манере поэт описывает собственную смерть и похороны, которые буквально возникают перед глазами поражённого слушателя.


В этой яркой великолепной иносказательной новелле звучит мощно выраженный протест против вероятности будущего «прилизывания» и выхолащивания собственного творчества, а также против примазавшихся к памяти гения некоторых недостойных личностей, что сегодня, увы, имеет место. Каждый куплет – это «мороз по коже» в прямом смысле слова, который пробирает слушателя от точных пророческих предвидений поэта.
Предлагаемые сцены прописаны очень реалистично, несмотря на простоту сюжета. Суета вокруг умершего поэта напоминает о будничности и неизбежности смерти. Воздвигнутый толпой пьедестал – это символ неверного толкования сложной судьбы настоящих поэтов которые «ходят по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души».
Страстно выкрикнутые в толпу заключительные слова «Прохрипел я, похоже, живой!» завершают великолепно описанную сцену падения памятника, поставленного совсем не так, как хотелось бы самому усопшему. Этот патетический финал позволяет до конца понять главные принципы жизни этой, безусловно, гениальной и трагической личности – категоричную нетерпимость к лицемерию и возвеличиванию, которое зачастую «украшается» ложью и подлостью. И как тут не вспомнить слова Глеба Жеглова – самого знаменитого персонажа В.С. Высоцкого из бессмертного кино шедевра «Место встречи изменить нельзя»:
- Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти — хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла.
Вот так он жил, никогда не подпуская к себе близко эти прожорливые драконьи головы. И поэтому несмотря ни на какие пороки, которые так любят смаковать ничтожные личности, Владимир Семёнович Высоцкий достоин сдержанного поклонения и искреннего почитания. И новых песен, которые, несомненно, ещё будут сложены в его честь.

P.S. Рекомендуем канал на youtube.com, посвященный Владимиру Высоцкому.


Голиков Олег Игоревич, крымский писатель, журналист

Автор: Голиков Олег Игоревич, крымский писатель, журналист