2012 год открылся громким событием – молодая исполнительница по имени Лана Дель Рей (Lana Del Rey) выпустила свой дебютный альбом Born To Die на влиятельном звукозаписывающем лейбле-гиганте Interscope. Релиз состоялся 27 января и в первую же неделю возглавил несколько национальных альбомных чартов. Успеху молодой артистки радовались ее поклонники и завидовали ненавистники. Как бы то ни было, но премьера этого альбома затмила другое событие, не менее, а возможно и куда более важное для музыкального мира. Этим событием стал релиз двенадцатого студийного альбома Old Ideas канадского гения Леонарда Коэна (Leonard Cohen), которому – на секундочку – уже семьдесят семь лет.
Альбом, несмотря на довольно сильную конкуренции, показал себя в чартах просто великолепно, в день релиза возглавив альбомные хит-парады в Бельгии, Голландии, Финляндии, Венгрии, Новой Зеландии, Норвегии, Польше и Испании. На родине Коэна, в Канаде, диск уже стал платиновым. В чем же секрет столь неожиданного релиза? Секрет – в необыкновенном творческом долголетии, преданной любви к музыке и поэзии и репутации одного из самых значимых авторов наших дней. Авторитет Коэна признается такими величинами, как Ник Кейв (Nick Cave), лидер U2 Боно (Bono), Тори Эймос (Tori Amos), Элтон Джон (Elton John), Энтони Хегарти (Anthony Hegarty), Питер Гэбриел (Peter Gabriel) – список можно продолжать до бесконечности.
Все знают песню Hallelujah, ставшую поистине бессмертным гимном. Ее пели такие исполнители, как великолепный Джефф Бакли (Jeff Buckley), группа Bon Jovi, британская дива Александра Бурке (Alexandra Burke), а версия Руфуса Уэйнрайта (Rufus Wainwright) прозвучала в первой части всеми любимого «Шрека» (Shrek).
Многие песни Коэна были использованы в кинематографе. Так, The Future и Waiting For The Miracle вошли в саундтрек культовой ленты «Прирожденные Убийцы» (Natural Born Killers). Под Everybody Knows танцевала юная Миа Киршнер (Mia Kirshner) в ленте «Экзотика» (Exotica). Песня I’m Your Man стала звуковым сопровождением к самой зрелищной сцене в фильме «Секретарша» (Secretary). Кинематограф искренне и горячо любит этого человека: его персоне также посвящены многие документальные фильмы.
Для певца главное – голос. Конечно, голос Коэна вряд ли назовешь ангельским, сильным, мощным. Но что нельзя отнять – то, как прочувствованы все слова, какие эмоции слышатся в этом низком, бархатном вокале. Получая в 1993 году премию Juno Award в номинации «Лучший вокалист года» за один из самых своих знаковых альбомов The Future, Коэн со свойственной ему самоиронией заявил: «Только в такой стране, как Канада, кто-то с таким глухим голосищем, как мой, может выиграть приз в данной номинации».
Леонард Коэн наряду с Бобм Диланом (Bob Dylan), Джонни Кэшем (Johnny Cash), Томом Уэйтсем (Tom Waits) и некоторыми другими артистами принадлежит к той узкой категории исполнителей, чье творчество наиболее понятно тем, кто владеет хоть какими-то знаниями в английском языке. Музыка в песнях Леонарда – не главное; она скорее играет роль гармоничного дополнения к истинной ценности его песен, а именно к их лирической составляющей.
Особая литературность творчества Коэна напрямую связана с его биографией. Еще в юности он увлекался поэзией и музыкой. Свое первое стихотворение он написал после того, как услышал сочинение своего приятеля, посвященное девушке, в которую также был влюблен. «Я был поражен эмоциями, кипевшими в этих строках», вспоминает Коэн. «Вдохновение снизошло на меня, и я тоже захотел писать стихи».
Именно литература стала первой любовью Коэна: на его счету множество поэтических сборников, а также несколько романов в прозе, которые были переведены на многие языки мира. Запел же Леонард уже в довольно солидном возрасте – в тридцать три года. В наши дни, когда музыканты становятся мировыми звездами до наступления восемнадцатилетия, это вызывает недоумение.
Первым делом можно подумать, что главным вдохновением для этого исполнителя являются женщины – посмотреть на названия песен: Suzanne, So Long Marianne, Dear Heather, Joan Of Arc, Winter Lady и многие другие. Свои альбомы он не раз посвящал любимым женщинам, отношения с которыми, несомненно, очень сильно повлияли на его песни.
Но не только любовь заставляет исполнителя брать в руки ручку и писать все новые и новые стихотворения. Это весь мир, со всем разнообразием его явлений и стихий – это и сложность человеческих отношений, и впечатления от природы, религия, сексуальность, размышления о современных нравах и морали. Так, та самая The Future рисует совершенно безрадостную картину будущего, ожидающего человека – в один ряд с этой песней многие стаыят композицию Road To Hell Криса Ри (Chris Rea).
Как бы то ни было, за 45 лет своей музыкальной карьеры Коэн сумел выпустить лишь двенадцать студийных пластинок: для сравнения, поп-королева Мадонна (Madonna) начала свой путь к успеху гораздо раньше и стала автором того же числа дисков. Удивительно, но музыка для Коэна, бывшая первоначально всего лишь увлечением, превратилась в призвание. Пускай этот исполнитель не чувствует надобности напоминать о себе каждые год-два, позволяет выпускать альбомы с перерывами до девяти лет, называть свои работы безыскусным Ten New Songs (в пер. с англ. «десять новых песен»). Пускай, ведь все это сходит с рук, так как он – легенда.


Вера Гаврилина