В истории советской и постсоветской рок культуры группа «Мумий Тролль» выступает в качестве некоего компромисса между попсовым официозом и «отвязанным» рок-н-роллом. Начав в свой серьёзный творческий путь в 1983 году, собиратель этой команды Илья Лагутенко и представить себе не мог, во что превратится его тяга к сказочным персонажам Туве Янсон. К слову, в то время многие будущие аксакалы отечественного рока тяготели к жанру «фэнтэзи», заимствуя названия, сюжеты и даже целые строфы у авторов «Властелина Колец» и «Алисы в стране чудес».

Примерно в начале 90-х в умах и сердцах поклонников всего необычного в мире музыки созрела ситуация, сформировавшая необходимость «разбавления» мощных рок-н-ролльных монстров типа «Кино», «Алиса», ДДТ», «Аквариум» и «АукцЫон» чем-то полегче и попроще. И такой музыкальной гаубицей среднего калибра стала малоизвестная в то время команда из Владивостока, фронтмен которой производил на публику весьма странное впечатление своими болезненными ужимками и кривлянием. Но ворвавшийся в отечественные чарты такой же непонятный, как и его исполнитель, хит «Утекай!» сумел проникнуть гораздо дальше ушей широкой аудитории «хиповой» молодёжи.

Утекай, в подвоpотне нас ждет маньяк

Хочет нас посадить на крючок

Kpaсавицы уже лишились своих чар

Машины в парк, и все гангстеры спят

Остались только мы на paстерзание-ее

Парочка простых и молодых pебят…

И началось то колдовское действо под руководством фактурного энергетического вампира, которое сегодня широко известно под названием «Мумий Тролль».

Взрослые песни родом из детства

Как ни странно, Илья Лагутенко начинал с «психоделического панка» - модного в 90-х годах варева, в котором набирались соком и разбухали многие известные рок-музыканты. Но то, что со временем превратилось в мега популярный проект «Мумий Тролль», представляет собой своеобразный жанр, вобравший в себя лучшее от популярной эстрады, дворовых песен и рок-н-ролла. И первый же хитовый альбом «Морская» расставил все точки над «и». Теперь уже не оставалось сомнений в том, что на музыкальных просторах России родилась ещё одна интереснейшая группа, предлагающая слушателям пряную квинтэссенцию текстов, которые забываются сразу же после прослушивания, и легко запоминающейся музыки. И вот уже в каждом автомобиле звучит романтическая многообещающая фиеста:

B объятьях полупьяных женщин гибли моряки

Тельняшки рвали и кололи прямо на груди

Мне сердце остановится, не будет слышен звук

Ты свой последний танец танцевал уже без рук

Кстати, если вы не читали сказки про мумми-тролля, вы немного потеряли в плане понимания творчества одноимённой группы. Хотя, конечно же, сильно проиграли в смысле досадного пробела в детском сознании, упустившем этих колоритных персонажей.

Без всяких сомнений Илья Лагутенко прочитал от корки до корки все комиксы про эту уморительную семейку, создавшую целую микровселенную со своими тайнами, обычаями, чудовищами и приколами.

Внимательный поклонник этого коллектива со временем обязательно почувствует особую притягательную мистику, скрывающуюся за достаточно неброским фасадом. Каждая песня начинает «звучать» по-настоящему после второго или даже третьего прослушивания, как бы обрастая вкусными смыслами и изысканной символикой.

Так вот за секунду наступает тихo

Ветеp лучше слушай, он такой крутой

Лязг и визг время, если остановишь

Ты его потикать, не забудь меня

Похоже, что Лагутенко так и не смог перерасти своей психоделической юности, зацепившись творчеством за достаточно примитивный, но отлично работающий механизм подсознательных ассоциаций. Поэтому практически все его песни никак не могут называться примитивными или поверхностными. Другое дело, что работа идёт на подсознание подростка, живущее в нас всю сознательную жизнь. Но в этом случае это тоже своего рода впечатляющее достижение, которое не только приносит деньги своим создателям, но и доставляет положительные эмоции миллионам слушателей.

На грани ускользающего романтического горизонта

Кассетный мальчик вот уже 35 лет со времени создания группы отчаянно балансирует между двух непримиримых сред – попсой и рок-н-роллом, изобретая всё новые искушения в виде фактурных музыкальных аранжировок и всё более загадочных текстов.

Иногда кажется, что смыслы наконец-то лежат на поверхности, но наступает новый куплет, и начинаешь понимать, что этот парень далеко не так прост, каким хочет казаться. И странные строки долго ещё ласкают подсознание приятным послевкусием, дополненным отголоском гармоничных ритмов.

50 грамм нежности на сдачу

Моей улыбки вам в придачу

И ярких красок раскисать

Такую серую и нудную зиму

На самом деле Лагутенко – это большой выдумщик и обманщик, подобный знаменитому Крысолову, уводящему детей из замка вместе с крысами. За каждой новой строкой его песен чудится желанный поворот, который на самом деле оказывается новым лживым обещанием. Но слушателю приятная эта манящая ложь, и он снова и снова готов обманываться в надежде, что может быть когда-нибудь перед ним возникнет тот остров мечты, на котором можно будет настигнуть своё отражение.

Мне под кожу бы под кожу бы мне

Запустить дельфинов стаю

Там y сопки y подножья

где я тебя насти настигаю

Во многом фальшивое обаяние главного невсамделишного Тролля с лихвой компенсируется его недюжинным напором и безусловным талантом «клепать» в больших количествах новые морочащие головоломки. Бросаясь при этом из крайности в крайность. Поэтому музыкальным критикам сложно определить не то что жанр, но и тематику и главных героев песен Лагутенко и К°. Тем больше восторга такие мутные «навороты» вызывают у тинэйджеров всех мастей, составляющих надёжный костяк армии верных фанатов. Соответственно коммерческий потенциал Мумий Тролля достаточно высок, несмотря на давнее отсутствие убойных хитов типа «Владивосток 2000» или «Утекай!».

Вперёд верхом на безумной звезде!

Каждый новый альбом Мумий Тролля – это очередное путешествие в хрупкий иллюзорный мир, где смысловые шаблоны теряют свои очертания. Иногда создаётся впечатление, что вне своих песен и концертов Илья Лагутенко просто не существует. В том смысле, что отпел, оттанцевал и исчез.

У тебя забавы, утром все забыл

Музыка сорвалась, ты меня убил

И что самое интересное – это во многом по-хорошему забавная группа и фактурный имидж её лидера располагают к подобного рода фантазиям. То есть снова начинает работать магия пузатеньких хвостатых персонажей Туве Янсон, которые с помощью волшебной шляпы легко превращали вишни в драгоценные рубины. И пока эта магическая шарманка с детскими рисунками на потёртом ящике будет крутиться, мы вряд ли сможем понять, что именно заставляет нас слушать эту странную мистерию под не менее странным названием, суть которого спряталась далеко в нашем детстве.

Голиков Олег Игоревич,

крымский писатель, журналист